Лето-банк в доле
На материнском фондировании банк растет как на дрожжах
Результаты первого полного календарного года работы "дочки" ВТБ24 — Лето-банка, работающего в сегменте необеспеченных потребительских кредитов,— доля рынка 0,4%. За такой срок это немало, указывают эксперты. Но отмечают, что поправка на ресурсы банка из государственной группы обязательна.
В распоряжении "Ъ" оказались результаты работы потребительской "дочки" ВТБ24 по МСФО за 2013 год. По итогам 2013 года кредитный портфель составил 28,3 млрд руб., из которых на кредиты наличными пришлось более 22 млрд руб., на POS-кредиты — почти 6 млрд руб., хотя в начале 2013 года банк прогнозировал рост кредитного портфеля лишь до 17,5 млрд руб. При этом суммарный объем выданных кредитов в течение года составил почти 35 млрд руб. (26,2 млрд руб.— кредиты наличными, кредиты в магазинах — 8,6 млрд руб.). По данным Frank Research, объем рынка необеспеченных кредитов на 1 января составлял 6,4 трлн руб., таким образом доля Лето-банка достигла 0,4%. Банк заключил соглашения более чем с 21 тыс. магазинов. Эти данные в Лето-банке подтвердили.
При этом объем инвестиций ВТБ24 в свою "дочку" в 2013 году составил 7,9 млрд руб. (в 2012 году — 1,2 млрд руб.). В 2014 году банк прогнозирует получить от акционера на развитие еще около 10 млрд руб.
По словам президента Лето-банка Дмитрия Руденко, в 2014 году банк планирует развиваться таким же темпом и намерен увеличить свой кредитный портфель в 2,8 раза до 80 млрд руб. При этом Лето-банк также оставляет без изменений свой первоначальный прогноз по прибыли: зарабатывать по МСФО он начнет в 2015 году, а по итогам следующих двух лет окупит первоначальные инвестиции.
По оценкам руководителя аналитического управления УК "Уралсиб" Александра Головцова, при сохранении таких темпов развития по кредитному портфелю банк вполне может выйти на окупаемость даже в конце 2014 года. Провести сравнение с ближайшим конкурентом — потребительской "дочкой" Сбербанка (Cetelem) — на текущий момент невозможно. Ее данные по МСФО за 2013 год пока недоступны.
Другие опрошенные "Ъ" аналитики также считают планы Лето-банка в целом выполнимыми. Правда, объясняется это во многом его принадлежностью к государственной группе ВТБ. "Ключевой фактор успеха Лето-банка — это поддержка акционера,— отмечает замруководителя аналитического департамента компании "Совлинк" Ольга Беленькая.— Сегодня многие банки, традиционно сильные в сегменте необеспеченного кредитования, вынуждены замедлять свой рост из-за сдерживающей политики регулятора и ухудшающихся условий фондирования. Все это, безусловно, помогает Лето-банку".
"На наш взгляд, рынок необеспеченного кредитования в этом году в среднем вырастет всего на 15%. Однако банки-монолайнеры покажут результаты еще ниже, а госбанки, напротив, выше",— согласна и аналитик Moody`s Ольга Ульянова. За счет дешевого фондирования он сможет предлагать клиентам достаточно низкую для этого сегмента кредитную ставку, сохраняя при этом высокую маржинальность, продолжает госпожа Ульянова. В итоге банк сможет захватить себе более качественную клиентуру и тем самым снизить и свои потери.
Впрочем, конкуренты Лето-банка в один голос указывают на опасность ухудшения качества кредитного портфеля банка при такой экспансии. Пока этого незаметно. NPL (просрочка 90+) по итогам 2013 года составила 5%, а в 2014 году ожидается даже на уровне 4%. Впрочем, аналитики считают, что на данном этапе развития банка NPL непоказателен. "В условиях столь активного роста портфеля реальная просрочка, не успевая вызревать, размывается большим объемом свежевыданных кредитов. Но, как только банк перестанет расти такими темпами, NPL, скорее всего, увеличится",— отмечает Ольга Беленькая. Снизить NPL до 4% банк, вероятно, планирует с учетом продажи плохих долгов, отмечает Ольга Ульянова. "Впрочем, в рамках группы ВТБ немало иных возможностей по оптимизации кредитного портфеля",— заявили в одном из крупным банков-монолайнеров. Однако в Лето-банке такую возможность исключили.