Nissan без Infiniti
На заводе в Петербурге прекращается сборка премиального бренда
Nissan в начале лета прекратит крупноузловую сборку премиального бренда Infiniti на петербургской площадке. Официально в компании объясняют такое решение истекающим сроком соглашения с Минэкономики. Эксперты полагают, что повлиять могли и новые правила получения федеральных субсидий, в которых одним из условий является отсутствие крупноузловой сборки. Для Nissan цена вопроса только в части субсидирования затрат на содержание рабочих мест составляет около 1 млрд рублей в 2014 году.
Петербургский завод Nissan принял решение отказаться от крупноузловой сборки Infiniti. Директор по связям с общественностью российского представительства Nissan Роман Скольский сообщил "Ъ", что в начале лета производство прекратится в связи с завершением действия соглашения с Минэкономики о крупноузловой сборке.
Сейчас на площадке в Петербурге производятся только три модели: Teana, X-Trail и Murano. Крупноузловая сборка Infiniti началась в апреле 2012 года. Сначала на заводе выпускались две модели — Infiniti FX и Infiniti M, а в середине 2012 года началась сборка Infiniti QX56.
Единственный официальный дилер Infiniti в Петербурге пока не осведомлен о планах Nissan отказаться от сборки автомобилей премиального бренда. Подобные производственные решения не скажутся на дилерском бизнесе, полагает исполнительный директор направления Infiniti группы компаний "Автопродикс" Андрей Гвозденко. Он отмечает, что сейчас в Петербург автомобили Infiniti поступают с трех заводов: из России, США и Японии. Господин Скольский сообщил, что после прекращения сборки Infiniti в России автомобили бренда будут поставляться на внутренний рынок из Японии.
Господин Гвозденко полагает, что это не отразится на цене автомобилей и на их количестве. Он добавил, что в этом году ожидается выход Infiniti Q50, что может оживить продажи.
Управляющий партнер EURussia Иван Бончев такой оптимизм не разделяет. Эксперт уверен, что отказ от сборки Infiniti в России приведет к росту цен на автомобили бренда на внутреннем рынке.
Завод Nissan открылся под Петербургом в июне 2009 года в районе поселка Каменка. Инвестиции в проект составили $200 млн. Площадь земельного участка — 165 га, из них 65 тыс. кв. м застроено. К 2015 году компания намерена удвоить объемы производства с 50 тыс. до 100 тыс. авто в год. Инвестиции в расширение завода оцениваются в €167 млн. Средства пойдут в том числе на строительство нового штамповочного цеха и цеха по производству пластиковых деталей.
Удвоение мощностей позволит заводу Nissan выпускать в Петербурге пять разных моделей одновременно. После расширения петербургского завода здесь будут производить для внутреннего рынка обновленную модель Qashqai. Пятая модель пока не раскрывается.
Генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин полагает, что еще одной причиной прекращения выпуска Infiniti в Петербурге могли стать правила предоставления субсидий автопроизводителям, которые федеральное правительство утвердило в начале 2014 года. Одним из условий получения бюджетных средств является отсутствие крупноузловой сборки на заводах. "Если это условие касается, в том числе, и тех предприятий, которые выпускают часть автомобилей методом крупноузловой сборки, то в Nissan наверняка стали взвешивать выгоду от выпуска Infiniti на российском заводе. Например, для компании цена вопроса только в части субсидирования затрат на содержание рабочих мест — около 1 млрд рублей в 2014 году", — рассуждает господин Чаплыгин.
В январе этого года федеральное правительство опубликовало правила предоставления российским автопроизводителям субсидий в 2014-2016 годах. Компенсироваться будут части затрат на НИОКР, выпуск и "поддержку гарантийных обязательств" по автомобилям экологических классов "Евро-4" и "Евро-5", использование энергоресурсов и содержание рабочих мест. Общий размер субсидий составит 84,3 млрд рублей в 2014 году, 90,1 млрд рублей в 2015 году и 96,6 млрд рублей в 2016 году. Всего за три года производители получат около 270 млрд рублей.
Консультанты предполагают, что решение Nissan лежит исключительно в плоскости бизнеса и может быть связано с тем, что производить люксовые автомобили в небольших объемах невыгодно на фоне падающего рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2013 году в России было продано 8,7 тыс. автомобилей бренда Infiniti, что на 6% меньше, чем в 2012 году.
В Петербурге крупноузловым способом производится также внедорожник Chevrolet Trailblazer на заводе GM. Представитель предприятия сообщил, что пока планов отказаться от сборки модели нет.