Беспредел на переделе
Торги по распределению рекламных конструкий в Оренбурге привели к скандалу
В Оренбурге разгорается скандал с муниципальными торгами по аренде городских рекламных конструкций. Сразу несколько компаний, проигравших аукционы, подали жалобы в УФАС и арбитражный суд с целью признать результаты торгов недействительными. Арбитраж принял обеспечительные меры и запретил совершать какие-либо действия организатору торгов. Мэрия Оренбурга пообещала создать специальную комиссию и провести собственное расследование.
В настоящее время на улицах Оренбурга установлено чуть более 1 тыс. рекламных конструкций, которые принадлежат муниципалитету. В мае 2013 года был опубликован Федеральный закон от N 98‑ФЗ «О рекламных конструкциях и совершенствовании порядка распространения наружной рекламы», который изменил порядок заключения договоров на установку, эксплуатацию щитов и билбордов и правила их размещения. Рынок наружной рекламы теперь распределяется через аукцион, который в Оренбурге проводился впервые.
Информация о проведении открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию щитов и билбородов по 14‑ти лотам была размещена на официальном сайте горадминистрации 23 декабря 2013 года.
Нарушения начались еще на стадии объявления об аукционе — извещение было опубликовано не в разделе, предназначенном для размещения информации о торгах, а в труднодоступном и не предназначенном для этого месте. Для оформления заявки на участие в торгах требовалось предоставление справки из налогового органа, которая выдается в течение 10 рабочих дней со дня регистрации в инспекции ФНС России письменного запроса. Однако с момента объявления о проведении аукциона до времени подачи документов у претендентов было менее недели. После жалобы на это обстоятельство в УФАС потенциальным участникам — ИП Арсеньева и ООО «РА «Вега» — срок приема подачи заявок продлили, что, впрочем, мало помогло.
В конце января комиссия по проведению торгов допустила к торгам из 26 организаций, которые подали 89 заявок, всего шесть компаний. Исключенные фирмы обратили внимание, что «организаторы торгов отказывали в участии в аукционе без указания конкретных оснований, что указывает на их формальность», а делается это якобы в интересах других компаний.
В итоге по шести разыгранным лотам, в каждом из которых было от 35 до 80 конструкций, был сделан всего один шаг аукциона. Восемь лотов вообще были реализованы по первоначальной цене, так как организатором торгов было допущено всего по одному участнику из более чем 20‑ти подавших заявку на участие в аукционе. Аукцион прошел 23 января, а уже на следующий же день со всеми победителями были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Лоты распределись между ООО «ОРЕНЗНАКЪ», ООО «ПРИНТ», ООО «Информ», ООО «АльфаСтрой», ООО «РИК» и ООО «Оренбургская сервисная компания». Самый большой объем достался ООО «АльфаСтрой» — пять лотов на 20 млн рублей. Примечательно, что, по данным Kartoteka.ru, владельцем 60 % доли этой компании является Михаил Грачев — сын председателя Законодательного собрания Оренбургской области Сергея Грачева.
Проигравшие компании такой исход аукциона не устроил, более десятка из них обратились в УФАС и арбитраж, одна — в прокуратуру.
В понедельник арбитражный суд по исковым заявлениям ООО «РА «Вега» и ООО «Омега» принял обеспечительные меры и запретил организатору торгов — департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга — совершать действия, связанные с подписанными договорами. Как пишут проигравшие в своих жалобах в надзорный орган и депутатам Оренбургского горсовета, «сумма задатков на участие в аукционе по всем 14 лотам составляет 50 % от начальной стоимости лота, а это 28 млн рублей. В объеме рынка наружной рекламы в Оренбурге достаточно сложно успеть перечислить на счет организатора торгов такую крупную сумму в течение пяти дней (если не быть заранее готовым к такой величине задатков). В результате все лоты были реализованы организатором торгов по заниженным ценам, т. к. реальная рыночная стоимость втрое-четверо превышает их начальную стоимость. Таким образом, бюджет города потерял порядка 500 млн рублей, что составляет приблизительно десятую часть от всех доходных статей».
По мнению руководителя ООО «Медиа», участника аукциона Руслана Абдршина, в составе заявки его организации на аукцион содержится протокол собрания учредителей, подтверждающий готовность выкупить 4–5 лотов не менее чем за 250 млн рублей.
«Мы готовы были отдать эту немалую сумму на торгах только за третью часть рынка наружной рекламы, а чиновники быстро продали все 14 лотов всего за 60 млн рублей», — говорит господин Абдршин.
Проигравшие участники проводили видеосъемку данного мероприятия, которую выложил на своей страничке в ЖЖ оренбургский блоггер Евгений Михеев.
На видеозаписи видно, как один из участников пытается предложить деньги за лот и называет сумму в 15 млн рублей, но в тот же момент его под руки выводит из зала сотрудник службы безопасности.
В минувший вторник на внеочередном заседании оренбургского горсовета депутаты отказались рассматривать обращение рекламщиков. Однако у ряда парламентариев все же возникли вопросы к мэрии. Проблема заинтересовала, в частности, депутата Максима Щепинова, который был удивлен тем, что на торги было допущено всего шесть компаний и лоты проданы по первоначальной цене: «В других городах ПФО цены на такие услуги повышались в 4–7 раз, в Казани цена на установку одной конструкции доходит до 1,2 млн рублей, в Самаре — до 1,5 млн рублей, а в Оренбурге — всего 77 тыс рублей», — говорит господин Щепинов.
«О баснословных потерях для бюджета появилось много информации, которую надо либо опровергнуть, либо принять меры. Мы запросили информацию о торгах в городской администрации, чтобы ее изучить. Если будет необходимо, создадим рабочую группу по этому вопросу», — сказал „Ъ“ председатель оренбургского горсовета Юрий Мищеряков.
Начальник управления по наружной рекламе и оформлению департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга Максим Крухмалев, который являлся заместителем председателя комиссии, считает иначе: «Наконец-то впервые в Оренбурге был проведен открытый аукцион в соответствии с законодательством и бюджет получил доходы от права установки таких конструкций. Сумма немалая — около 60 млн рублей, в предыдущие годы получали доходы от данного вида деятельности всего по 20 млн рублей. В любом конкурсе есть победители и проигравшие, о нарушениях говорить пока рано. Право на жалобы есть у всех участников торгов».