Как банкротился ТагАЗ
Входящий в холдинг «Донинвест» Михаила Парамонова ТагАЗ начал испытывать финансовые трудности во время кризиса в 2009 году. Тогда объем производства предприятия сократился втрое до 29,2 тыс. машин, а задолженность перед Сбербанком, Газпромбанком и ВТБ достигла 20 млрд руб. В 2010 году завод смог договориться о реструктуризации долгов со всеми кредиторами, кроме ВТБ (тогда долг составлял 6,5 млрд руб.), который подал на ТагАЗ в суд, требуя признать завод банкротом. В конфликт вокруг завода в 2011 году вмешался Владимир Путин (тогда премьер-министр), который провел совещание о ситуации на предприятии. В итоге ВТБ и ТагАЗ подписали меморандум о погашении долгов в течение семи лет и снижении процентной ставки с 18% до 10%. В свою очередь, завод должен был модернизировать производство и расширить мощности до 300 тыс. автомобилей в год. ВТБ отозвал иск и согласился не взыскивать с ТагАЗа неустойку.
Но в апреле 2012 года банкротства попросил уже сам ТагАЗ с «целью защиты от кредиторов и дальнейшего финансового оздоровления предприятия», и в июне 2012 года арбитражный суд Ростовской области ввел на ТагАЗе процедуру наблюдения, а в марте 2013 года — внешнее управление на 18 месяцев. Операционной деятельностью ТагАЗа занялось новое ООО «ТагАвтоПром». Но 25 сентября 2012 года в его отношении тоже была введена процедура наблюдения (по заявлению самого ООО), в апреле 2013 года — конкурсное производство сроком на шесть месяцев, в октябре его продлили еще на полгода.
ВТБ настаивал на конкурсном производстве в отношении ТагАза еще в начале 2012 года, но Сбербанк попытался восстановить платежеспособность завода. Дочерняя компания Сбербанка ООО «Южная автомобильная группа» (ЮАГ) заключила с заводом соглашение о намерениях по совместной сборке китайских автомобилей Chery. Была создана новая компания ООО «Эйч Ти Авто», в штат которой были переведены сотрудники автозавода. Летом 2013 года ЮАГ поставила «Эйч Ти Авто» 3 тыс. машинокомплектов, но сборка так и не была запущена.
Кроме ВТБ (сейчас долг 7,37 млрд руб.) и Газпромбанка (3 млрд руб.), в реестре крупнейших кредиторов ТагАЗа — ЮАГ (4,35 млрд руб.), Росбанк (1,6 млрд руб.) и Абсолют-банк (1,1 млрд руб.). Еще 6,6 млрд руб. завод должен входящим в «Донинвест» российским, кипрским и немецким компаниям.
План внешнего управления заводом предполагал продажу принадлежащих ТагАЗу гостиницы «Ассоль», поликлиники и базы отдыха «Родник» (стоимость активов 173,9 млн руб.), линии сварки кузовов TagAZ C-100 (124,7 млн руб.) и третьего сборочного производства, на котором ранее выпускались седельные тягачи Hyundai (5,08 млрд руб). Еще 5,01 млрд руб. (по состоянию на 31 марта 2013 года) составляла дебиторская задолженность ТагАЗа. Половина этой суммы должна была поступить на счета предприятия в течение 12 месяцев с отчетной даты, другая половина была объявлена малореальной к взысканию. Также план внешнего управления предполагал выпуск автомобилей и другой продукции во втором полугодии 2013 года в размере 146,4 тыс. штук.
18 декабря 2013 года собирание кредиторов решило признать ТагАЗ банкротом, а 23 января ростовский арбитраж удовлетворил это ходатайство. Из отчета внешнего управляющего, представленного на суде, следует, что производство на предприятии практически не ведется, а принадлежащие заводу активы так и не были проданы из-за 170 млн руб. долгов по ним. Суд ввел конкурсное производство на ТагАЗе сроком на пять месяцев.