Политика самых маленьких

Павел Пепперштейн в галерее «Риджина»

В галерее «Риджина» открылась выставка художника Павла Пепперштейна. Его новый проект — поворот к современности, взгляд на окружающую реальность.

Фото: Павел Пепперштейн

Последний раз проект Павла Пепперштейна в России был показан в галерее «Риджина» пять лет назад. Тогда художник, возможно вдохновляясь многочисленными градостроительными инициативами тогдашнего московского мэра Юрия Лужкова, предложил утопический проект новой столицы России. В письме на имя президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина, мэра Петербурга Валентины Матвиенко (перепутав ее инициалы) и мэра Москвы Юрия Лужкова он предлагал разместить новую столицу между Петербургом и Москвой, прекратив таким образом вечный спор двух столиц. Город «Россия» должен был появиться где-то в районе Бологого—Вышнего Волочка. Письмо заканчивалось фразой «То, что предложение исходит от художника, не означает, что необходимость в подобном проекте является вымышленной». В городе «Россия» должен был быть гигантский небоскреб The Kandinsky tower, небоскреб «Черный куб» (или Malevich Tower), который должен был стать резиденцией правительства России, а в небе над ним должен был парить «шар русской духовности».

Если проект пятилетней давности был утопией, то новый проект, представленный в галерее «Риджина»,— поворот к современности, взгляд на окружающую реальность. Однако взгляд несколько отстраненный и какой-то детский. Пепперштейн играет с политическими образами так, как-будто это символы массовой культуры или просто герои сказок.

На одной из работ изображены слон, черепаха, жираф, страус, попугай, лев и кот со звездами Давида на боках, призывающие: «Евреи всего мира! Помогите нам! Они делают с нами то же, что делали с вами в 40-х годах!» Смешивая, казалось бы, такие разные вещи, как защита окружающей среды и нацистский террор, Пепперштейн смотрит на мир так же, как огромный ребенок с другой его работы. На ней написано «Фильм “Война с гигантским ребенком”». В этом фильме гигантское дитя желает покончить жизнь самоубийством с единственной целью — чтобы этот мир объявил ему войну и убил его». Пепперштейн, впрочем, в отличие от гигантского ребенка, не хочет, чтобы мир его убивал, но он тоже в некотором смысле создает собственный мир. Такой взгляд дает возможность быть беспристрастным, обдумывать и, что немаловажно для ребенка, играть. Мир работ Павла Пепперштейна в первую очередь игровой и шутовской. Страдающее лицо современного капитализма, по его версии, напоминает лицо из японских комиксов манга, ядерный (атомный) взрыв похож на какое-то пушистое существо, а Большой Брат в шляпе с американским флагом больше ни за кем не следит, а только лишь плачет звездно-полосатыми слезами.

Для художника работа с политическими символами лишь часть «путешествия в этот мир», как сказано на одной из его акварелей. Какой смысл обращать внимание на споры политиков и экономический кризис, когда ты лишь путешественник и находишься в этом мире только временно?

Выставка «Расширенная семья» Павла Пепперштейна

В галерее «Гринберг» в феврале 2013 года открылась выставка новой графики Павла Пепперштейна — «Расширенная семья». Кураторы сделали акцент на том, что графика — ближайший родственник фотографии благодаря своей тиражности, «технической воспроизводимости», как говорил Вальтер Беньямин. Поэтому выставка — отчасти презентация новых альбомов того же Пепперштейна, а также Виктора Пивоварова и Валерия Чтака. Выставляться собственно будет всего одна графическая серия — альбом «День». Это очень узнаваемый Пепперштейн, заигрывающий с патриотической риторикой, но превращающий советские штампы в почти алхимические знаки. Его «День» — это День Победы, 9 мая 1945 года. Празднуют его мировые лидеры и мистические котики, пионеры и ангелы, нечестивые монахи и галлюциногенные инопланетяне, оживающая природа и экстатические народные массы. Читайте подробнее

Александра Шестакова

Вся лента