"Украинская власть вообще не принимает никаких решений"
Новую конституцию Украины примут не раньше сентября. Об этом заявил лидер "Партии регионов" Александр Ефремов. Депутат подчеркнул, что раньше законная процедура изменения невозможна. Журналист сайта "Цензор.Нет" и газеты "Зеркало недели" Юрий Бутусов ответил на вопросы ведущей Дарьи Полыгаевой.
— Какова процедура возвращения конституции 2004 года? Что будет происходить до сентября в парламенте?
— На самом деле нет никакой стратегии у власти, что будет происходить в парламенте до сентября. Все эти слова про конституцию не являются реальными переговорами. Это попытка просто держать ситуацию без какого-либо внятного решения.
— Ведь создали комиссию?
— Да, меняются слова, меняются комиссии. Но вопрос понятен: в Украине сейчас не время заниматься процедурами. Стоит Майдан, стоит огромное количество людей, которые не подчиняются этой власти, огромное количество областей фактически уже вышло из подчинения, власть разбалансирована. Главное сейчас — не разборки в политической надстройке, а проблемы в экономическом базисе. Бюджет Украины пуст, налоги практически перестали собираться, нет кредитов ни от России, ни от Запада, которые раньше помогали закрыть разрывы. Украина уже де-факто в состоянии дефолта, но он не наступил еще формально, его не объявили только по той причине, что кредиторы не предъявили к оплате векселя. Но, тем не менее, эта ситуация может взорваться и накрыть экономику и социальную инфраструктуру в любой момент.
— Но ведь возвращение к конституции 2004 года — это одно из требований протестующих?
— Да, это одно из требований протестующих. Но все это нужно делать — если бы у власти была воля — в десять раз быстрее, именно для этого есть все возможности. Если мы возьмем аналогию с 2004 годом, тогда было принято моментальное решение, которого нет в конституции. Парламент принял решение о проведении третьего тура президентских выборов. Это было решение вне рамок конституции, тем не менее, это было результатом политического компромисса, консенсуса между всеми сторонами. И это позволило быстро разрешить острый политический кризис. Сегодня тоже необходимы немедленные действия, при этом они могут быть полностью в рамках конституции, не надо придумывать никакого третьего тура, вполне достаточно вернуться в рамки конституции 2004 года. Для этого необходимо принять просто ряд достаточно быстрых процедурных решений. Но власть, к сожалению, никаких решений не принимает вообще, никакой стратегии нет. Есть одно желание: удержать от развала правящее большинство и фракцию "Партии регионов". Для этого эту фракцию вообще ни к каким совместным голосованиям с оппозицией стараются не допускать.
— Вы считаете, что власти затягивают ситуацию?
— Она затягивает, причем достаточно бестолково затягивает. Если бы была какая-то позиция у власти, было понятно, для чего она это делает, я бы мог понять логику. Но у власти нет никаких козырей в руках. Майдан не разойдется, технологии противодействия ему нет. Экономика не допускает уже дальнейших проволочек, Украина обязана принять некую стратегию. И необходимо восстановить гражданский мир в обществе, потому что без всяких кредитов украинская экономика уже фактически работаете в режиме гражданской войны. Люди останавливают все инвестиционные проекты, бизнес замер, все вышло в "наличку", массово забирают депозиты из банков. Никакой деловой активности уже сейчас нет. Курс тот, который нарисован, уже упал на целую гривну за пару недель, упал значительно, примерно на 10%. Эта инфляция ничем не компенсируется. Это курс административно удерживаемый, он может рухнуть в любой момент.
— Как вы считаете, что могло бы подтолкнуть к разрешению ситуации сейчас, в этот момент?
— Я считаю, что вариант конституции 2004 года с предоставлением такой системы сдержек и противовесов, когда президент и подчиненные ему прокуратура и СБУ работают и защищают его интересы, но, вместе с тем, оппозиция получает полное право на формирование правительства, и на период до следующих выборов это правительство работает на условиях перехода к парламентско-президентской республике, вполне приемлем. Это был бы логичный в этой ситуации компромисс. Это позволило бы вернуть гражданский мир в стране, навести порядок и успокоить и налоговую систему, и финансовую систему.
— Что на улицах сейчас происходит? Были сообщения, что правительственный квартал вновь окружен оппозиционерами, якобы в кольце там "беркутовцы" оказались.
— На Майдане с каждым днем увеличивается количество активных людей, молодых людей, которые, естественно, не собираются стоять на месте и просто смотреть, как группа политиков занимается просто пролонгированием этого конфликта. Естественно, это люди, которые хотят действовать. Поэтому сегодня самооборона Майдана — порядка 20 тыс. организованных людей, управляемых единым командованием, разбитых на подразделения, которые в настоящий момент в своем большинстве оснащены средствами индивидуальной защиты — армейскими касками, щитами, бронежилетами — провели мирное шествие по центру Киева, через самый центр правительственного квартала, по той части, которую власть еще контролирует в этом районе. Они провели мирный марш, показали свои силы "Беркуту". Численно они уже не уступают силам милиции, скорее всего, даже превосходят. Они мирно прошли, показали политикам и Верховной раде, что они не готовы очень долго ждать, пока эта ситуация будет вот в такой стагнации, когда она будет просто остановлена. Они прошли маршем и вернулись к местам своей дислокации.