Jeep забуксовал в Таганроге
Банкротство ТагАЗа угрожает проекту Fiat Chrysler
Планы Fiat Chrysler по выпуску Jeep в РФ срываются. В качестве основной площадки рассматривался проблемный ТагАЗ, но там началось конкурсное производство. Между тем Fiat Chrysler нужно начать сборку на готовой производственной площадке как можно скорее: у автоконцерна уже просрочено соглашение о промсборке. Единственной альтернативой ТагАЗу мог бы стать черкесский Derways, но Fiat Chrysler не хочет там работать.
Арбитражный суд Ростовской области признал банкротом ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ) и открыл в его отношении конкурсное производство. ТагАЗ признан банкротом по ходатайству внешнего управляющего, которое поддержали крупнейшие кредиторы — ВТБ, дочерняя Сбербанку Южная автомобильная группа, Промсвязьбанк и другие.
Источники „Ъ“ говорят, что конкурсное производство «фактически означает отказ от плана спасения предприятия через реструктуризацию долга и загрузку мощностей». «Все идет к продаже имущества завода с торгов, но очевидных претендентов пока нет»,— говорит один из собеседников „Ъ“. Основная причина в том, что кредиторы «так и не смогли достичь взаимопонимания» с основным владельцем завода Михаилом Парамоновым. В Минпромторге говорят, что «очень обеспокоены ситуацией». «Мы надеемся, что кредиторы найдут компромиссные варианты решения долговых проблем, иначе ТагАЗ до конца года может прекратить свое существование»,— заявили в министерстве.
ТагАЗ входит в «Донинвест» Михаила Парамонова. Выпускал автомобили под марками TagAZ, Vortex (из машинокомплектов Chery), BYD, Hyundai. Пик производства был в 2008 году — 106 тыс. машин. Проблемы у завода начались в кризис 2009 года. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2013 году было продано всего 1 тыс. легковых автомобилей Vortex и 371 — LCV TagAZ.
Собеседники „Ъ“ уверяют, что банкротство завода «по жесткому сценарию» угрожает срывом проекта Fiat Chrysler Automobiles по запуску на нем производства внедорожников Jeep. Именно сборка Jeep обсуждалась весь 2013 год как основной вариант загрузки ТагАЗа. Fiat Chrysler рассчитывал начать производство мощностью 120 тыс. машин в год в рамках соглашения о промсборке от лета 2011 года, а также построить завод двигателей. Ввезти в РФ первый машинокомплект Fiat Chrysler должен был еще до конца 2012 года. «Когда появился вариант с ТагАЗом, который продвигал в том числе Сбербанк, государство было готово пойти навстречу Fiat Chrysler и согласиться на старт работы позже, но теперь реанимировать соглашение сложнее»,— говорит источник „Ъ“.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что выпускать автомобили в РФ выгоднее, чем импортировать, не только из-за льгот промсборки, но и с учетом компенсации утилизационного сбора государством. Но в текущей ситуации Fiat вряд ли локализует производство Jeep. Продажи автомобилей этой марки, по данным АЕБ, занимают всего 0,2% авторынка РФ (в 2013 году — 5,2 тыс.), при этом сам рынок, упавший в 2013 году на 5,5%, в 2014 году может снизиться еще на 1,8%.
Fiat Chrysler нужна «относительно готовая» площадка — строить новый завод поздно и дорого, поясняют источники „Ъ“. «Если не начать сборку до лета, экономика проекта становится неочевидной»,— говорит один из них, добавляя, что в ходе конкурсного производства «сборку точно не запустишь». Теоретически концерн может купить завод, но кредиторы, по данным собеседников „Ъ“, не готовы и хотели бы догрузить ТагАЗ сборкой китайских автомобилей. Альтернативой для Fiat Chrysler мог бы стать только черкесский Derways, который подконтролен Сбербанку, но «Chrysler не хочет идти на этот завод из-за сложной логистики», и там также «активно собираются китайские бренды».