Цена вопроса
В новой украинской партии, которую разыгрывают Россия и Запад, соперник Москвы зевнул фигуру
В новой украинской партии, которую разыгрывают Россия и Запад, пытающийся играть белыми соперник Москвы зевнул фигуру. И тем самым сделал России королевский подарок, которым было бы грех не воспользоваться.
Обнародование секретной записи телефонного разговора главных американских кураторов Украины — замгоссекретаря Виктории Нуланд и посла в Киеве Джеффри Пайетта — показало: дело WikiLeaks и Эдварда Сноудена живет и побеждает. Говоря с послом Пайеттом, госпожа Нуланд, ранее замеченная в раздаче печенек на киевском Майдане, не отказала себе в удовольствии прибегнуть к ненормативной лексике при описании попыток Евросоюза урегулировать украинский кризис.
Брань госпожи Нуланд в адрес ЕС многих по другую сторону баррикад привела в восторг. Ну разве это не лучший сеанс саморазоблачения всей западной политики в отношении Украины, скажут российские противники евроатлантического выбора Киева.
Чтобы отвлечь внимание от скандала, который еще больше осложнит и без того нестройные и импульсивные действия Соединенных Штатов и Евросоюза на украинском направлении, на Западе заговорили о российском следе. Дескать, это "рука Москвы" осуществила вброс, продемонстрировав намерение и дальше противодействовать Америке и ее европейским союзникам.
Кто бы ни был инициатором утечки, слово не воробей. Вашингтону и Брюсселю придется пережить еще один неприятный момент в своих отношениях. И это всего через несколько дней после того, как на конференции по безопасности в Мюнхене лидеры украинской оппозиции отчаянно призывали неторопливый Запад занять солидарную позицию и перейти от слов к делу, наконец-то предложив нечто более существенное, чем печеньки и моральная поддержка Майдану. А именно — новый западный план Маршалла для Украины, подобный тому плану, который сыграл ключевую роль в переустройстве послевоенной Европы.
Впрочем, главная ценность расшифровки разговора Виктории Нуланд и Джеффри Пайетта для Москвы состоит не в забористых выражениях в адрес объединенной Европы. Обсуждая ситуацию в Киеве, американские дипломаты весьма снисходительно отзываются о лидерах украинской оппозиции. Говорят о них как о пешках, переставляемых с поля на поле.
Более того, Виктория Нуланд заявляет о нежелательности появления в новом украинском правительстве Виталия Кличко — самого рейтингового лидера украинской оппозиции (при отсутствии на политическом поле Юлии Тимошенко).
Откровения Виктории Нуланд посылают Виталию Кличко сигнал, что США не испытывают в отношении него особого энтузиазма. Для бывшего боксера это серьезный повод задуматься, на кого из внешних игроков делать ставку. А для Москвы — шанс привлечь на свою сторону прославленного чемпиона с помощью своей "мягкой силы".
Если за океаном его не ждут, а в Брюсселе ждут, но по-прежнему ничего не обещают, то почему бы не посмотреть на восток. Пусть не из большой любви, а из прагматического расчета. Тем более что Москва, похоже, извлекла уроки из "оранжевой революции" десятилетней давности и в своей украинской партии больше не станет складывать яйца в одну корзину.