Современные датские фильмы в кинотеатре "Киев"

"Охота" (2012)

Режиссер — Томас Винтерберг

В центре повествования номинированной на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" "Охоты" — история хорошего человека, ложно обвиненного в педофильских грехах и подвергнутого травле жителями провинциального городка. Режиссер Томас Винтерберг, один из инициаторов и соавторов датской "Догмы-95" (именно он вдвоем с Ларсом фон Триером подписал памятный манифест), в своей новой картине, по сути, отказывается почти от всех принципов авангардистского кино и предлагает традиционную по форме драму с крепким сценарием, продуманной композицией и яркой актерской работой Мадса Миккельсена, справедливо награжденного за эту роль "Серебряным львом" Каннского фестиваля. Он сыграл воспитателя детского сада Лукаса, попавшего в мир безумцев, охваченных манией подозрительности, и борющегося за свое попранное достоинство. Как и в своем давнем фильме "Торжество", Винтерберг исследует черные дыры коллективной морали, показывает психозы общества, живущего двойными стандартами, и влияние этих психозов на хрупкую психику детей. Режиссер детально воспроизводит на экране сам механизм преследования ни в чем не повинного мужчины, показывая, что для лицемерных обывателей вообще не существует понятия презумпции невиновности — охваченные стадным инстинктом, они бездумно готовы присоединиться к любой несправедливой идее. Пока Лукас не начинает защищать себя кулаками и не устраивает драки со своими обидчиками в церкви и супермаркете, его пассивных оправданий вообще никто не хочет слушать. Впрочем, даже отстояв свою честь, герой едва ли может упиваться победой — слишком она горька и эфемерна.

"Королевский роман" (2012)

Режиссер — Николай Арсель

Действие исторической мелодрамы "Королевский роман" происходит в начале 1770-х годов в Дании. Датский король Кристиан VII (актер Миккель Бое Фельсгаард за исполнение этой роли получил приз на прошлогоднем Берлинале), страдающий серьезным психическим заболеванием, ведет беспутный образ жизни, предпочитая проводить время с проститутками в притонах Копенгагена, а не в дворцовых покоях рядом с юной женой Каролиной Матильдой (Алисия Викандер). Молодая королева, искренне ненавидя супруга, вскоре начинает изменять ему с придворным доктором Иоганном Фридрихом Струэнзе (Мадс Миккельсен). Впрочем, этим умным немцем, тайным последователем Вольтера и Руссо, чьи книги запрещены в Дании, очарован и сам Кристиан VII. Он делает его своим советником, а затем — к неудовольствию королевы-матери и всех своих министров — даже начинает внедрять реформы, которые предлагает ему вольнодумец. Развязка истории плачевна — Струэнзе, пав жертвой дворцовых интриг, оказывается на эшафоте. Сценарий "Королевского романа", снятого по одноименной книге Бодиля Стенсен-Лета, к слову, тоже был отмечен на Берлинском МКФ "Серебряным медведем", так что довольно долгий, двухчасовый путь, приводящий героя Мадса Миккельсена от триумфа к позорному фиаско, наверняка не покажется зрителям утомительным. Тем более что действие фильма проходит в роскошных декорациях и под прекрасный саундтрек.

"Жена художника" (2012)

Режиссер — Билле Аугуст

После затяжного романа с Голливудом датский живой классик, автор "Пелле-завоевателя" Билле Аугуст решил снова припасть к корням и снял фильм по сюжету из датской истории — о художнице Мари Трипке, в замужестве Крейер (Биргитта Йорт Соренсен). Она и ее муж принадлежали к группе живописцев, последователей импрессионистов и барбизонцев, обосновавшихся на острове Скаген в 80-е годы XIX века. Благополучный брак начал превращаться в кошмар по мере того, как у Педера Крейера (Серен Сеттер-Лассен) усиливалось врожденное психическое заболевание. Роман Мари со шведским композитором Хуго Альвеном (Сверрир Гуднасон), вместо того чтобы стать для нее спасением, только усугубил и без того непростую ситуацию — ведь они с мужем были главными знаменитостями маленького богемного острова, и их личная жизнь всегда находилась под прицелом чужих глаз и суждений. Коллизии этой психологической драмы перекликаются с толстовской историей об Анне Карениной. Неслучайность этой аналогии подчеркивает и сам режиссер, приведя ближе к финалу свою героиню на полустанок с пыхтящим паровозом. Впрочем, о самоубийстве Мари не помышляет, и куда большее сочувствие у авторов вызывает в итоге ее несчастный, все сильнее погружающийся в сумерки сознания и слепнущий муж. Фильм даже в какой-то степени можно воспринимать как оммаж знаменитому живописцу — его визуальный ряд, изощренно выстроенный оператором Дирком Брюэлем, напоминает импрессионистские полотна Крейера.

"Стрелок" (2013)

Режиссер — Аннетт К. Олесен

Три года назад на фестивале датского кино показывали, возможно, самый известный фильм Аннетт К. Олесен "Маленький солдат" (2008) — жесткую социальную драму о девушке, воспитанной суровым отцом в мужском духе и выполняющей в его подпольном борделе функции охранника, постепенно проникаясь сочувствием к секс-рабыням и даже завязывая роман с одной из них. Сильный, неординарный, готовый поступать наперекор правилам и твердо отстаивать свои принципы герой — и в центре новой ленты суровой датчанки. Зовут его Расмус (Ким Бодниа), он ученый-геофизик, в молодости завоевавший олимпийскую медаль по стрельбе. События фильма разворачиваются в Копенгагене в течение пяти неспокойных дней, когда после сообщения правительства о проекте добычи нефти в Гренландии город охватывают волнения. Население возмущено тем, что партия, сформировавшая кабинет министров, нарушила свои предвыборные обещания. Последней же каплей, переполнившей чашу гнева самого Расмуса, становится цинизм и хамское поведение высокопоставленного чиновника во время теледебатов. В ярости он расчехляет свою винтовку.

"Заложники" (2012)

Режиссер — Тобиас Линдхольм

Своих "Заложников" известный датский сценарист Тобиас Линдхольм, изредка пробующий силы в режиссуре, снял за год до голливудского блокбастера "Капитан Филлипс", так что именно датчанину принадлежит приоритет в освещении на экране темы современного пиратства. В его фильме нет эффектных сцен освобождения экипажа захваченного у берегов Сомали судна морпехами, и, видимо, не только из-за скромного бюджета ленты. Просто автора в первую очередь интересует психология героев, втянутых в конфликт. Работа Тобиаса Линдхольма отличается невероятной скрупулезностью и достоверностью воссоздания процесса переговоров дирекции судоходной компании с пиратами по поводу выкупа. В основе сценария — реальная история, и, надо полагать, автор немало времени уделил беседам с прототипами персонажей своей ленты. Во всяком случае и сцены заседаний судовладельцев в Копенгагене, и события на захваченном корабле, где пираты то устраивают внезапные пирушки с заложниками, то впадают в ярость, тыкая в них автоматами (действие фильма развивается путем последовательного чередования эпизодов на суше и в море), держат зрителей в постоянном напряжении.

"Неудачные фото редких птиц" (2012)

Режиссер — Кристиан Дюэкьер

Кристиан Дюэкьер, конечно, не так популярен, как его именитые соотечественники Ларс фон Триер или Сюзанна Бир, каждая новая лента которых претендует если не на "Оскар", то на призы престижных кинофорумов. Фильмам этого 42-летнего постановщика участие в фестивалях, по-видимому, вообще не грозит, зато он снимает картины, на которые родители смело могут приводить детей, не опасаясь, что на экране герои будут психически или физически истязать друг друга. "Неудачные фото редких птиц" — добрая и позитивная лента. Ее главный герой — 12-летний мальчишка Виктор, живущий с отцом в деревушке, затерянной среди холмов и лесов,— мечтает выиграть фотоконкурс, наградой в котором объявлена семейная путевка на Средиземное море. По условиям соревнования на рассмотрение жюри нужно представить снимок какой-нибудь редкой птицы. Паренек с энтузиазмом берется за дело, таскает повсюду тяжелые камеру и штатив, устраивает засады на пернатых на лесных полянах. Победа кажется особенно реальной после того, как ломает ногу главный конкурент Виктора — его одноклассник Даниэль. Однако тот и на костылях продолжает фотоохоту. Тогда рассерженный герой идет на авантюру — инсценирует кадр с давно не виданной в этих краях пичугой, чучело которой умыкнул из школьного кабинета зоологии. Обман вскрывается, что, понятно, рождает еще множество перипетий сюжета. Но заканчивается история благополучно — именно так, чтобы и дети, и родители вышли из кинозала в хорошем настроении.

"Киев" / 20-26 февраля

http://www.kievkino.com.ua/

Вся лента