Семейная реликвия

"Странные игры" тряхнули стариной

Для широкой публики и соцсетевых сидельцев зимние выступления "Странных игр" в обеих столицах были поднесены под гордым званием реюниона. Если же посмотреть в не такое уж и далекое прошлое, то окажется, что группа сходилась-расходилась с 2008 года. Официальными поводами к концерту в клубе "Зал ожидания" на прошлой неделе стали переиздание альбомов группы на виниле и 20-летний юбилей лэйбла "Бомба-Питер", выпустившего пластинки. Что важнее, обновив состав за счет Филиппа Сологуба, группа почти в буквальном смысле влила себе новой крови. Посмотрев на легенд Ленинградского рок-клуба, МАКС ХАГЕН решил, что у команды хватает и свежих сил, и соответствующих названию странностей.

Шесть лет назад "Странные игры" снова решили стартовать — и на радость всем сыграли на годовщине Ленинградского рок-клуба. Тогда же группа впервые выпустила свои альбомы на CD, но уже в 2009 году из жизни ушел один из основателей команды, Григорий Сологуб, и дальнейшие планы посыпались. Еще через два года "Странные игры" снова "в разовом порядке" явились публике, причем за гитару взялся племенник Григория и сын Виктора Сологуба — Филипп. Окончательно пасьянс сложился прошлым летом, когда группа ударно выступила на фестивале V-Rox во Владивостоке, и после еще нескольких "прикидочных" выступлений окончательно вошла в силу. Семейный подряд себя оправдал: по словам участников, Филипп Сологуб — мальчик средь почетных мужей — стал одним из важнейших звеньев в последних движениях группы и даже умудрился выкопать из архивов давно забытые треки. Пропаганда тоже сработала как надо: столько прессы, как в начале этого года, группа не получала, наверное, с рок-клубовских времен.

Если на афише в 2008 году название "Странные игры" — маленьким шрифтом — приходилось высматривать где-то между "монстрами" петербургского рока, то в этот раз все было чин по чину. Группа была заявлена безоговорочным хедлайнером на юбилейном фестивале лэйбла "Бомба-Питер", даже "королям Санкт-Петербурга" НОМ в "Зале ожидания" пришлось довольствоваться статусом разогрева. Дополнительным поводом к появлению "Странных игр" на сцене стало и новейшее роскошное переиздание на виниле ремастерованных альбомов — впервые, после непонятного советского издания на "Мелодии" и американской экзотики "Red Wave". За свою карьеру группа выдала только два официальных релиза: "Метаморфозы" в 1983 году и "Смотри в оба" в 1985-м. Но даже их хватило, чтобы раз и навсегда закрепиться в статусе одной из самых действительно странных рок-команд на ленинградской сцене. Хитровыдуманная музыка как нельзя лучше подходила под определение "голь на выдумки хитра". "Странные игры" по наитию смешали ска, реггей и новую волну, от нежелания писать собственные тексты прихватывали сюрреалистические стихи Жана Тардье или Жоржа Брассенса, а по живой подаче могли конкурировать с британцами Madness. Это интеллектуальное хулиганство так и осталось неповторимым, а с годами получило и добавочную винтажную стоимость.

Что касается винтажа, то в "Зале ожидания" главными участниками музпиршества дело не ограничивалось. Среди других групп здесь тихонько появилась и "Мануфактура" — группа, наравне со "Странными играми" бывшая одним из призеров первых двух фестивалей Ленинградского рок-клуба. Здесь коллегам и друзьям уже приходилось рассказывать, что мягкая и романтичная эстрада Олега Скибы в начале 1980-х могла проходить за первосортный инди-поп. Тогда к этой группе на уровне сессионщика имел отношение и саксофонист Алексей Рахов. Мероприятие "Бомбы-Питер" вообще можно было назвать его случайным бенефисом: так или иначе он имел отношение аж к четырем участникам вечеринки — от тех же "Странных игр" и "Мануфактуры" до своего нынешнего проекта "Снега".

На концерт "Странных игр" все идут, в первую очередь, ради старых песен. Но в них сейчас одновременно ощущается и увесистость (спасибо многолетнему опыту музыкантов), и если уже не разболтанность, то бесшабашность, которой и ждешь от этой команды. В пользу группы работали даже небольшие косяки: собственно сверхпрофессионализм этой музыке вряд ли пошел бы на пользу. Виктор Сологуб исполнил немного спотыкающееся соло на гитаре в "Плохой репутации" и потом извинился: "Григорий это лучше сыграл бы". Алексей Рахов безуспешно попробовал отказаться от вокала в "Телефона нет" — в итоге, конечно, справился, хотя и не без некоторого напряжения. Но, в целом, "Странные игры" в нынешнем виде живьем выдают концерт, живости и мощи которого может позавидовать любая современная инди-группа. Партии Сологуба-сына в чем-то и оказывались связкой между прошлым и настоящим. Хотя звучали все те же канонические аккорды и ноты, было слышно, что играть он выучился уже на других группах и в других условиях, — гитара в его руках звучит гораздо "жирнее". Зато, когда в "Бумажных цветах" и реанимированной "Вот моя рука" в дело включался и новый синтезатор, от винтажа и легендарности и вовсе не оставалось следа: на сцене была абсолютно актуальная — что по звуку, что по запалу — команда, разве что большинству ее участников было уже за полтинник. В зале всплескивали руками тетеньки — одногодки ветеранов и пошевеливали ногами ровесники молодого гитариста. Дополнительное шоу было устроено на "Песенке да-да": на сцене появились тромбонист Николай Ольшевский, а также друг группы и светский персонаж Аркадий Волк в маске Фантомаса. Это было мило, но скорее оказалось необходимой вишенкой на всем этом торте. Судя по выступлению в "Зале ожидания", живые появления группы сейчас оказываются удивительным сочетанием старого и нового. Причем конца этим метаморфозам, похоже, не предвидится: как сказал Виктор Сологуб в одном из недавних интервью, в ходе подготовки к этим концертам обнаружилось несколько песен, не пошедших в ход в 1980-х. Странные игры продолжаются.

Вся лента