"Уралкалий" причалил в Бразилии
Компания купила долю в порту Антонина
"Уралкалий" первым из производителей удобрений в РФ вложился в портовые активы в ключевых регионах поставки, купив за $35 млн долю в бразильском терминале Ponta do Felix. Пока российские химики инвестировали лишь в отгрузочные терминалы. По мнению экспертов, доля в порту позволит "Уралкалию" ускорить разгрузку калия в периоды пикового спроса в Бразилии.
Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ / купить фото
"Уралкалий" в пятницу сообщил, что приобретает 25% акций в холдинговой компании Equiplan Participacoes S.A., контролирующей портовый терминал Terminais Portuarios da Ponta do Felix S.A. в Бразилии. Он расположен в городе Антонине к юго-западу от Сан-Паулу. Сумма сделки не раскрывается, но, как сообщил "Ъ" источник, знакомый с ее деталями, актив стоил "Уралкалию" $35 млн. По словам директора по маркетингу "Уралкалия" Олега Петрова, Антонина расположена "оптимально для отгрузок в быстроразвивающиеся районы Бразилии".
Бразилия — один из крупнейших потребителей калия, доля поставок "Уралкалия" в страну по итогам января--сентября 2013 года составила 16%. В целом на Латинскую Америку пришлось около 15% экспортных продаж "Уралкалия" (645 тыс. тонн). В январе "Уралкалий" поставил в Бразилию около 150 тыс. тонн, она стала первой страной, где компании удалось договориться о повышении цен после обвала рынка в середине 2013 года, когда "Уралкалий" сообщил о начале самостоятельного трейдинга. Цена калия для Бразилии с 1 марта составит $350-360 против $310-320 за тонну в январе--феврале.
Среди производителей удобрений нет широкой практики по покупке логистических мощностей в регионах поставки. До "Уралкалия" портовый терминал в Колумбии купила только норвежская Yara. Российские "Акрон" и "Уралхим" владеют отгрузочными мощностями в Таллине и Риге, "Еврохиму" принадлежит 47,67% акций Мурманского морского торгового порта. В 2000-х годах "Уралхим" планировал построить в порту французского Дьеппа комплекс мощностью 250-300 тыс. тонн, компания собиралась завозить на завод сухой карбамид в гранулах, переводить его в жидкое состояние и поставлять в страны Европы. Вложения оценивались в €10 млн, но компания не договорилась с экологами и в 2010 году отказалась от проекта.
Константин Юминов из Raiffeisenbank отмечает, что Бразилия — особый рынок, где логистика играет ключевую роль в отличие от других регионов поставок. При сезонном росте спроса существенно — до 3-4 недель — растут сроки разгрузки судов в порту. Имея долю в порте, "Уралкалий" получит преимущество при разгрузке: она будет занимать одну-две недели, считает аналитик. В период высокого спроса это критично, а затраты в $35 млн на покупку актива для "Уралкалия" несущественны.