Регионы высаживают из электричек
ОАО РЖД хочет отменить около 5% пригородных поездов
ОАО РЖД и регионы так и не смогли отладить механизм бюджетных компенсаций за пригородные перевозки: монополия не получила от большинства субъектов федерации гарантий субсидирования в 2014 году. За 2011-2013 годы убытки пригородных пассажирских компаний (ППК) составили 30 млрд руб., но на этот год ОАО РЖД добилось разрешения правительства не оказывать услуги в долг. В результате в январе ППК уже отменили 144 поезда, а до конца марта могут остановить еще столько же — это близко ко всему объему отмененных электричек за 2012-2013 годы.
В январе ППК ОАО РЖД отменили 144 пригородных поезда в 26 регионах, рассказал „Ъ“ начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом монополии Максим Шнейдер. Больше всего электричек отменено в Липецкой (31 поезд), Калининградской (29 поездов), Новгородской (20 поездов), Воронежской (13 поездов) областях. По словам господина Шнейдера, еще 139 электричек будет остановлено в феврале-марте, 20 электропоездов — в мае. Это затронет 12 регионов, в том числе Ростовскую область (54 поезда), Ставрополье (42 поезда), Чечню (8 поездов). При этом за 2012-2013 годы перевозчики отменили только 310 электричек.
Причиной массовых отмен стал традиционный механизм работы 26 ППК (СП ОАО РЖД и регионов), действующий с 2011 года, когда было прекращено перекрестное субсидирование пригородных перевозок за счет грузовых. Регионы формируют заказ на объем перевозок, но не всегда компенсируют убытки ППК, возникающие при установлении цен ниже себестоимости. На конец 2013 года только пять регионов являлись прибыльными для ППК, еще 12 полностью компенсировали убытки, а остальные недоплатили пригородным компаниям 8 млрд руб. По словам главы ОАО РЖД Владимира Якунина, с учетом предыдущих лет на 1 января 2014 года регионы задолжали 30 млрд руб. (в том числе 5,4 млрд руб. за бесплатное техобслуживание поездов).
Но с этого года с регионами начали заключать договоры исходя из их платежеспособности. «Еще в четвертом квартале 2013 года мы предупредили регионы, что подвижной состав и услуги локомотивных бригад будут предоставлены только на объем, который они оплатят», — заявил „Ъ“ представитель ОАО РЖД. «Это не прихоть, а данное прошлой осенью поручение правительства пригородным компаниям больше не оказывать услуги в долг», — поясняет Максим Шнейдер. Но, к примеру, Ярославская область заложила в бюджет на 2014 год только 19 млн руб., или 3% от суммы, необходимой для субсидий, и именно на эту сумму ППК будет обслуживать субъект, заявляют в ОАО РЖД. Костромская область выделила только 2% от нужной суммы (4,4 млн из 179 млн руб.), Орловская — 2,5% (5 млн из 200 млн руб.), Чечня — 9% (4,8 млн из 155 млн руб.). В итоге, говорят в ОАО РЖД, только 22 региона заключили долгосрочный контракт на полную компенсацию убытков ППК, остальные сейчас подписывают договоры либо на квартал, либо на месяц, а около 25 регионов не подписали контракты. По данным компании, на год регионы заложили в бюджет только 7,5 млрд руб., что составляет 39% от необходимой суммы субсидий. Если ОАО РЖД выполнит обещание, то из ежесуточно отправляющихся 6-6,3 тыс. поездов может остаться около 2,3-2,4 тыс.
В ОАО РЖД заявили, что несколько регионов пытаются выправить ситуацию, повышая тарифы: в Бурятии и Амурской области билеты на электрички с 1 января подорожали вдвое. Но это приведет к сокращению пассажиропотока и усилит нагрузку на регионы, уверены в монополии. В ОАО РЖД замечают, что за пригородные перевозки недоплачивает и федеральный бюджет. Общие затраты ППК за пользование путями — 32 млрд руб., сами ППК оплачивают лишь 1% от этих расходов, остальное должно дать государство, но в этом году монополия получит только 24,4 млрд руб. В 2015 году государство возместит лишь 5,9 млрд руб., а в 2016 году компенсации в бюджете не предусмотрено.
Регионы могли бы возмещать убытки ППК за счет платежей ОАО РЖД по налогам на землю и имущество, льготы по которым отменены для монополии с 2013 года, считает Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. По его словам, в результате поэтапного увеличения ставки до 2,2% расходы ОАО РЖД вырастут к 2019 году на 60 млрд руб. Но он полагает, что наиболее депрессивные регионы государство согласится поддерживать и впредь.