ГИБДД снижает социальный риск
Госавтоинспекция обнародовала статистику аварийности за 2013 год
Рост аварийности в РФ, регистрировавшийся последние несколько лет, практически прекратился, число погибших и пострадавших в ДТП пошло на спад. Это следует из отчета ГИБДД за 2013 год. На фоне общего улучшения ситуации наблюдается прирост отдельных видов ДТП — в частности, стало больше аварий из-за плохих дорог и неисправных машин. Кроме того, виновниками дорожных трагедий все чаще выступают пьяные водители. В ГИБДД объясняют, что пить за рулем больше не стали, просто инспекторы стали чаще выявлять нетрезвых водителей.
По данным ГИБДД России, в 2013 году произошло 204 тыс. аварий, что на 0,2% больше, чем в 2012 году. Погибло 27 тыс. человек (-3,5%), пострадало 258,4 тыс. человек (-0,1%). Аварий с "особо тяжкими последствиями" (более чем с пятью погибшими или десятью пострадавшими) стало на 10,5% меньше. Главный показатель, характеризующий ситуацию с безопасностью движения — среднее число пострадавших на 100 тыс. жителей (социальный риск),— в 2013 году снизился с 200,4 до 199,1.
Тем не менее в отдельных регионах уровень безопасности на дорогах оставляет желать лучшего. Антирейтинг возглавляет Калмыкия (см. таблицу), впервые в число аутсайдеров попала Ленинградская область, заметно выросла аварийность в Калужской области. Вчера в управлениях ГИБДД Калмыкии и Петербурга прокомментировать данные не смогли. "Из-за развития промышленности в регион прибывает много мигрантов, которые часто попадают в ДТП в качестве пешеходов,— пояснили "Ъ" в УГИБДД Калужской области.— Кроме того, по области проходит федеральная трасса М3, где много аварий из-за большого количества машин. И наконец, за год сократилось население региона, что также негативно сказалось на статистике (показатель аварийности вычисляется как соотношение между населением региона и количеством ДТП.— "Ъ")".
Число аварий с участием пьяных водителей, по данным ГИБДД, растет. Если в 2012 году их было 12,8 тыс., то в 2013-м — уже 13,4 тыс. (+5,7%). Отметим, что в августе 2013 года был введен минимально допустимый уровень алкоголя в выдохе, в результате часть водителей (по оценкам экспертов, до 12%) перестали попадать в статистику как нетрезвые. А с 1 сентября введены более жесткие санкции за вождение в нетрезвом виде. Эксперты предполагали, что эти факторы положительно отразятся на статистике, но этого не произошло. "С 1 сентября изменилась процедура оформления ДТП, в которых пострадали люди,— пояснили "Ъ" в ГИБДД.— Раньше проверку на состояние опьянения проходил только виновник аварии при наличии у него признаков опьянения, теперь "продуваются" все участники-водители. Поскольку проверять стали чаще, то увеличилось и число выявленных водителей".
Одновременно инспекторы стали тщательнее проверять и состояние автомобилей. "Многое можно проверить на месте ДТП,— говорят в Госавтоинспекции.— К примеру, не горит лампа в фаре или лобовое стекло треснуло. Является ли это прямой причиной аварии или нет, неизвестно, но все это учитывается в документах". Такой подход обеспечил еще одну негативную тенденцию — почти 50-процентный рост числа аварий, происшедших из-за неисправности автомобиля. Похожим образом в ГИБДД объясняют и рост аварийности из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог (+24,1%). "Учитываются все факторы, способные спровоцировать ДТП, и это не только ямы, колея и некачественное покрытие, но и неправильно установленные ограждения и знаки во время дорожного ремонта, отсутствие разметки, неработающий светофор, кривой знак",— пояснили в ведомстве. В ГИБДД привели пример: в декабре 2013 года на Камчатке водитель сбил 11 человек, стоявших на проезжей части, потому что автобусная остановка была засыпана снегом. В этом случае причиной ДТП стал именно "дорожный" фактор.
Гендиректор союза операторов техосмотра "Техэксперт" Сергей Зайцев уверен, что рост аварийности из-за техсостояния машин вызван прошедшей в 2011 году реформой, в ходе которой контроль за техосмотром передали из ГИБДД страховщикам. "Сегодня машины практически не проходят контроль, а диагностические карты страховые компании продают,— считает Сергей Зайцев.— Думаю, что в ГИБДД об этом прекрасно знают, но говорить открыто не хотят". "Действительно, если раньше в любой ситуации гаишники делали крайним водителя, то в последние годы они стали гораздо жестче относиться к грехам коммунальщиков и дорожников,— считает координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— Но зафиксировать это в статистике недостаточно, нужно наказывать такие организации".