Число пи
Писатель Маша Трауб — о том, чего не знает интернет
Представления об интернете как об идеальном помощнике сильно преувеличены
У нас с мужем приближалась годовщина — 16 лет совместной жизни. И я захотела в подарок кольцо. Обычное кольцо. О чем сообщила мужу.
Прошла неделя. Я еще раз напомнила про кольцо. Уточнила, что можно недорогое. Прошла еще неделя. Муж пришел домой поздно и злой.
— Я обошел пять магазинов, но ты не сказала мне размер кольца, поэтому я ничего не купил,— сообщил он мне обиженно. Хотя обижаться должна была я. Прошла еще неделя. Муж опять пришел домой поздно и сообщил, что все эти годовщины, подарки, кольца сильно ему не по душе. И опять обиделся, хотя обижаться должна была я.
Годовщина приближалась, а никаких намеков на кольцо даже не было. Тут муж опять пришел поздно, и уже я проорала, что не то что счастливой жизни, даже кольца у меня нет. К слову пришлось. Ну, женщины меня поймут.
На следующий день сын Вася рылся в шкафу, где лежат инструменты.
— Что ты ищешь? — спросила я.
— Рулетку.
— Зачем?
— Надо,— ответил сын.
Дело в том, что Василий кто угодно, но не партизан. Он вообще не умеет хранить тайны и секреты. Его даже пытать не надо — он сам все разболтает. Вот и в этот раз Вася сказал, что папа дал ему задание — узнать у мамы размер кольца. Оказалось, что не далее как вчера папа залез в мою шкатулку, где хранятся драгоценности, попросил у Васи несколько луп разного размера и искал на кольцах размер. Он был уверен, что кольца, они как футболки или пиджаки, и на них должен стоять размер, например X, M, L. Если бы речь шла о другом мужчине, я бы подумала, что он идиот, но своего спутника жизни я очень живо представила с лупой.
После этого, как рассказал сын, муж взял два моих кольца и начал мерить их на свой мизинец. Одно надевалось и снималось, второе застряло на суставе. То есть "входило", но "не выходило". Про мыло, с помощью которого снимаются любые кольца, знают, видимо, только девочки и тетечки, но никак не мальчики и мужчины. Поэтому муж битый час сдирал с пальца кольцо вместе с кожей. Вася предлагал помощь. Какую именно, даже страшно подумать, учитывая его страсть к научным экспериментам. Я живо представила своего мужа с кольцом на мизинце, прыгающим в отчаянном порыве содрать его с пальца с помощью отвертки или пассатижей... Хотя о чем я говорю? Муж слабо представляет, как выглядят пассатижи. Думаю, что и значение слова ему известно не вполне точно.
Кольцо было содрано в последней, отчаянной попытке под взглядом Васи, который предлагал расплавить кислотой то ли палец, то ли золото. Надеюсь, что его интересовало все же золото в расплавленном виде.
Сын Василий у нас математик, или биолог, или химик, или физик, он пока не решил, но он точно не пошел в отца-гуманитария. Поэтому Вася спросил у "Гугла", "как измерить размер кольца", и "Гугл" выдал ему подробные инструкции. Вася, который, как было сказано, ни разу не партизан, тут же мне их показал.
Интернет-инструкции вроде "ста способов измерить кольцо в домашних условиях" говорили о том, что нужно определить диаметр пальца. То есть длину окружности разделить на число пи. Для этого нужно взять нитку, обмотать ее вокруг пальца десять раз, завязать узелок и разрезать. После чего измерить длину нитки рулеткой и полученный результат поделить на число пи и на 10. Измерение нужно провести несколько раз в течение всего дня и взять средний результат. Да, еще нужно определить влажность окружающей среды и температуру. И учитывать диаметр сустава. Вася вычитал, что нитка должна быть не обычная, а та, из которой вяжут салфетки. И ширина обмотки должна быть от 3 до 6 миллиметров. Ни число пи, ни диаметр, ни деление зачем-то на 10 не вызвали у сына удивления.
— Вась, а при чем здесь число пи? — поинтересовалась я.
— Мам, ты уверена, что хочешь это понять? — уточнил сын.— Ты хоть знаешь, что такое диаметр?
Вася разглядывал мой палец и жалел, что не может его отрезать, чтобы было удобнее проводить измерения. По некоторым данным, палец нужно было обмотать не десять раз, а всего пять, и полученную длину делить не на число пи, а на 15,7.
Вася взял блокнот и записал время. Обмотал мне палец простой ниткой так, что палец чуть не посинел, и начал резать. Потом измерял рулеткой и делил. У него получались странные числа, которые он записывал в тетрадку.
При втором измерении (Василий проверял влажность и температуру, что, конечно, фиксировал) он чуть не откромсал мне ножницами полпальца. Результат его опять не удовлетворил. В ходе третьей лабораторной работы он измерял мне сустав так, что чуть не сломал палец. Я уже готова была сама отдать ему свой палец для опытов — ребенок был занят, увлечен, и слава богу. Даже на сообщения в социальных сетях не реагировал. Чем бы дитя ни тешилось...
Каждый час он появлялся на пороге комнаты с линейкой, рулеткой, несколькими мотками ниток разной фактуры — от мулине до ириса, калькулятором, барометром, домашним термометром, ножницами. Я покорно выставляла перед собой руки. Вид у него был пугающий — глаза с синими кругами, воспаленный взгляд и никакого сострадания к матери. Исключительно научный интерес.
— Что, опять? — пугалась я, ожидая, что в следующий раз ребенок появится со стамеской или пилой.
— Надо. У меня данные не сходятся,— отвечал сын и принимался обматывать мне все пальцы — для чистоты эксперимента.
После пятого измерения я вспомнила, что, когда выходила замуж, у меня был 16-й размер. Я накинула еще полмиллиметра на прожитые годы и сказала Васе, что размер моего кольца 16,5 и пусть он от меня, наконец, отстанет. Василий сверился с тетрадкой и заявил, что у него получается 18, никак не меньше, учитывая мои суставы и среднесуточную температуру.
Да, надо сказать, что все эти измерения, согласно договоренности с отцом, Вася должен был производить незаметно для меня. Чтобы был сюрприз.
— Ну и что делать? — спрашивал сын самого себя, разглядывая каракули в тетради с расчетами.
— Васечка, а ты посоветуй папе взять мое кольцо — вот это, в коробочке, прийти с ним в магазин и купить точно такого же размера,— ласково сказала я.
Вася посмотрел на меня с недоумением, как будто я сообщила ему, что дважды два равно пяти.
— Васюш, в магазинах есть специальные линейки, такие конусы, там сразу определят размер.
Вася обиделся. В этом он пошел в отца — легких путей не ищет. Додуматься до того, что просто можно взять кольцо или купить стандартного размера, самого распространенного — нет, это не для нас.
— Васюш, важен ведь не размер, а подарок, внимание. А я кольцо на другом пальце могу носить, если что,— сказала я.
У Васи загорелись глаза. Он опять что-то спросил у "Гугла", забрал все мои кольца всех размеров на все пальцы, вооружился рулеткой и принялся строчить в тетрадке.
Надо ли говорить, что у меня до сих пор нет кольца. И не будет, пока я сама себе его не куплю. Но мне кажется, что муж и сын меня все-таки очень любят.