«Уралкалий» причалил в Бразилии

Компания купила долю в порту Антонина

«Уралкалий» первым из производителей удобрений в РФ вложился в портовые активы в ключевых регионах поставки, купив за $35 млн долю в бразильском терминале Ponta do Felix. Пока российские химики инвестировали лишь в отгрузочные терминалы. По мнению экспертов, доля в порту позволит «Уралкалию» ускорить разгрузку калия в периоды пикового спроса в Бразилии.

«Уралкалий» в пятницу сообщил, что приобретает 25% акций в холдинговой компании Equiplan Participacoes S.A., контролирующей портовый терминал Terminais Portuarios da Ponta do Felix S.A. в Бразилии. Он расположен в городе Антонине к юго-западу от Сан-Паулу. Сумма сделки не раскрывается, но, как сообщил „Ъ“ источник, знакомый с ее деталями, актив стоил «Уралкалию» $35 млн. По словам директора по маркетингу «Уралкалия» Олега Петрова, Антонина расположена «оптимально для отгрузок в быстроразвивающиеся районы Бразилии».

• Терминал Ponta do Felix открыт в 2000 году. В 2012 году объем перегрузки составил 1,25 млн тонн, основные грузы шли из РФ, ЕС, Японии, Саудовской Аравии и ОАЭ. Выручка в 2012 году составила $15,5 млн, чистая прибыль — $362 тыс. (в 2011 году был чистый убыток $1,15 млн). Основными акционерами терминала на март 2013 года были Equiplan Consultoria Empresarial (59%), Fundacao Copel Prev. Assist Social (20%), Fusan Fund. Sanepar Prev. Assist. Social (8%), Portus Inst. Seguridade Social (12%).

Бразилия — один из крупнейших потребителей калия, доля поставок «Уралкалия» в страну по итогам января-сентября 2013 года составила 16%. В целом на Латинскую Америку пришлось около 15% экспортных продаж «Уралкалия» (645 тыс. тонн). В январе «Уралкалий» поставил в Бразилию около 150 тыс. тонн, она стала первой страной, где компании удалось договориться о повышении цен после обвала рынка в середине 2013 года, когда «Уралкалий» сообщил о начале самостоятельного трейдинга. Цена калия для Бразилии с 1 марта составит $350–360 против $310–320 за тонну в январе-феврале.

Среди производителей удобрений нет широкой практики по покупке логистических мощностей в регионах поставки. До «Уралкалия» портовый терминал в Колумбии купила только норвежская Yara. Российские «Акрон» и «Уралхим» владеют отгрузочными мощностями в Таллинне и Риге, «Еврохиму» принадлежит 47,67% акций Мурманского морского торгового порта. В 2000-х годах «Уралхим» планировал построить в порту французского Дьеппа комплекс мощностью 250–300 тыс. тонн, компания собиралась завозить на завод сухой карбамид в гранулах, переводить его в жидкое состояние и поставлять в страны Европы. Вложения оценивались в 10 млн евро, но компания не договорилась с экологами и в 2010 году отказалась от проекта.

Константин Юминов из Raiffeisenbank отмечает, что Бразилия — особый рынок, где логистика играет ключевую роль в отличие от других регионов поставок. При сезонном росте спроса существенно — до трех-четырех недель — растут сроки разгрузки судов в порту. Имея долю в порте, «Уралкалий» получит преимущество при разгрузке: она будет занимать одну-две недели, считает аналитик. В период высокого спроса это критично, а затраты в $35 млн на покупку актива для «Уралкалия» несущественны.

Ольга Мордюшенко, Елена Миклашевская

Вся лента