Круизный проект сел на мель
Скорректированы параметры проекта реконструкции морпорта Анапа
ООО «Черноморские скоростные линии» пытается узаконить свои права на реконструированное здание администрации морпорта Анапы, ранее считавшееся временной постройкой. Изначально инвестор планировал возвести на его месте комплекс 16-этажных зданий под гостиницы и торговые объекты с суммой вложений более 2 млрд руб., однако в настоящее время эта часть проекта отложена. Легализовать объект в сложившейся ситуации невозможно, считает юрист. Однако компания не отказывается от намерения создать в Анапе круизный центр.
Апелляционный арбитражный суд принял к рассмотрению жалобу ООО «Черноморские скоростные линии» (ЧСЛ) на действия мэрии Анапы. Как следует из материалов суда, в мае 2013 года мэрия отказала ЧСЛ в разрешении на ввод в эксплуатацию реконструированного здания администрации морпорта, мотивируя это отсутствием у застройщика разрешения на строительство. Арбитражный суд края в своем решении в ноябре 2013 года принял сторону мэрии, в связи с чем застройщик обратился в вышестоящую инстанцию.
Гендиректор ЧСЛ Альберт Никитин говорит, что спорное здание морпорта, подвергшееся реконструкции, изначально рассматривалось инвестором как временное сооружение. «Мы планировали переселить в отремонтированное здание службы порта на период строительства капитальных зданий, а для временных объектов не требуется разрешения»,— пояснил руководитель компании. В начале реализации проекта в 2010 году застройщик, планировавший вложить в развитие территории 2,1 млрд руб., собирался на месте ветхих зданий морпорта возвести комплекс коммерческой недвижимости (гостиница, общепит, магазины) площадью 17,8 тыс. кв. м, высотой до 16 этажей. Завершить проект планировалось к 2013 году, однако из-за финансовых сложностей инвестор отложил реализацию планов в этой части на неопределенный срок, в связи с чем у ЧСЛ возникла необходимость узаконить реконструированное здание, которое сейчас используют различные службы порта.
При этом, как отмечают в компании, ранее заявленные планы развивать пассажирские перевозки с созданием в Анапе круизного центра не изменились: в конце прошлого года общественные слушания прошел проект «Реконструкция причала „Пирс Насыпной“», включающий дноуглубительные работы, в настоящее время проект находится на согласовании в Росрыболовстве, затем будет направлен на госэкспертизу. По словам господина Никитина, после углубления дна, на что может быть затрачено до 35 млн руб., порт Анапы сможет принимать круизные суда с осадкой до 6 м. Завершение этой части проекта запланировано на конец лета текущего года. Всего, по словам руководителя ООО ЧСЛ, инвестор вложил в проект 400 млн руб.
ООО «Черноморские скоростные линии» образовано в 2006 году, основной вид деятельности — морские пассажирские перевозки, владельцы — четверо граждан России и «Аксвуд Лимитед», Кипр. Выручка в 2012 году — 287, 2 млн руб, чистая прибыль — 18,4 млн руб. С 2007 года компанией организовано регулярное пассажирское сообщение между Сочи и Новороссийском. В 2013 году судами компании перевезено, с учетом прогулочных рейсов, 95 тыс. пассажиров, в 2011 году — 70 тыс. человек (собственные данные ООО).
По мнению экспертов, перспективы развития круизных перевозок в российской акватории Черного моря есть в направлении Сочи, а также Новороссийска. Лилия Аксенова, аналитик информационно-аналитического агентства SeaNews, при этом замечает, что для реализации проекта реконструкции морского порта Анапа необходимы капитальные вложения, то есть крупный инвестор. «Пока не будет больших денег и административной поддержки, на рентабельность рассчитывать не приходится»,— считает она.
С точки зрения юристов, ближайшие перспективы узаконивания спорного имущества ЧСЛ вызывают сомнения. «Отказ администрации в выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию законен, так как этот документ можно получить только до начала строительства»,— рассуждает Сергей Радченко, старший юрист адвокатского бюро «Юг». «Кроме того, заявитель пропустил трехмесячный срок на обращение в суд, не стал просить суд о его восстановлении и не представил доказательств уважительности причин его пропуска. Легализовать объект в данной ситуации невозможно»,— резюмирует юрист. По его оценке, единственным законным способом разрешить ситуацию является демонтаж здания и возведение нового объекта с разрешением на строительство. Такой вариант развития событий значительно удлиняет срок реализации проекта, отмечают участники рынка.