АвтоВАЗ докатился
Продажи завода ушли на кризисный уровень
Продолжающееся падение российского авторынка сильнее всего ударило по АвтоВАЗу, продажи которого в январе обрушились на 21%. Меньше машин завод продавал лишь в 2010 году — это считается своеобразным антирекордом. Рыночная доля завода, которая еще в 2010 году доходила до 27%, упала до 15%, и в затылок ему дышат иностранные автоконцерны. Участники рынка объясняют ситуацию сезонностью, снижением спроса на бюджетные автомобили и достаточно высокими ценами.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала итоги январских продаж легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России. По сравнению с январем 2013 года продажи новых машин сократились на 6% до 152,6 тыс. единиц. Продажи автомобилей в России падали с марта 2013 года, рост 4% рынок показал лишь в декабре, а по итогам года продажи снизились на 5,5% до 2,7 млн машин. В январе этого года лидером рынка традиционно оказался АвтоВАЗ, но его продажи упали на 21% до 23,6 тыс. автомобилей. Среди иномарок лучше продавались автомобили Renault — 12,9 тыс. машин (снижение на 12%) и Kia — 11,2 тыс. автомобилей (рост на 1%). Произошло и падение продаж LCV: у группы ГАЗ они сократились на 21% до 3,2 тыс. машин, UAZ — на 24% до 2,2 тыс. машин.
Автопроизводители считают январское падение "во многом прогнозируемым". В АЕБ отмечают, что "продажи в январе ниже, чем надеялись многие".
В Renault связывают общее снижение продаж с завершением программы льготного автокредитования и с тем, что на январь приходится сезон отпусков. В группе ГАЗ ссылаются на "общую ситуацию в экономике, низкий уровень инвестожиданий бизнеса, падение платежеспособного спроса".
На фоне общего падения рынка АвтоВАЗ показал худшие результаты продаж за последние четыре года (см. график). Меньше машин завод реализовал только в январе 2010 года. Тогда на складах предприятия скопился большой запас нереализованных автомобилей, ситуацию спасла только госпрограмма утилизации, стартовавшая в марте 2010 года. По словам источников "Ъ", в этом году "на АвтоВАЗе все предвидели сильное падение в январе". "Это традиционно слабый месяц, а на фоне общей стагнации рынка было понятно, что продажи бюджетных моделей провалятся в яму",— говорит один из собеседников "Ъ". В итоге АвтоВАЗ, где вчера на запрос не ответили, впервые за долгое время даже не публиковал свою статистику продаж за январь. В "Ростехе" (один из ключевых акционеров АвтоВАЗа наряду с Renault-Nissan) ссылаются на "ряд преобразований" на заводе: обновление модельного ряда, модернизацию конвейеров, что, "безусловно, влияет на производственные показатели и на объемы продаж". В Renault-Nissan показатели АвтоВАЗа не комментируют.
В январе упали продажи почти всего модельного ряда завода. Помимо относительно "старых" моделей Lada Kalina и Priora (падение на 29% и 10% соответственно), рухнули продажи и новой Granta. Они начали снижаться еще в октябре 2013 года — на 2-5%, но в январе упали сразу на 22% до 8,2 тыс. машин. Рост на 32% показал лишь новый Largus (продается с лета 2012 года), но в январе продано лишь 3,8 тыс. этих машин. Существенно снизилась и доля завода на рынке: по итогам января АвтоВАЗ занял 15,5% (совокупно с Renault-Nissan 31,5%). Ниже доля АвтоВАЗа была лишь в прошлом декабре (14,7%). Для сравнения, доля Volkswagen Group в январе составила 10,5%, а GM — 9%. "Иностранные бренды дышат в затылок заводу, это было сложно представить еще в 2011 году, когда АвтоВАЗ занимал около 22% рынка",— говорит источник "Ъ" среди дилеров.
Гендиректор ульяновского "Симбирск-Лада" Валерий Шурыгин считает, что падение продаж АвтоВАЗа связано и с ценовой политикой: "Была бы Granta чуть подешевле, она бы обязательно пошла". Сейчас рекомендованная цена на Granta в базовой комплектации — 279 тыс. руб., в люксовой — 431,4 тыс. руб. По его словам, производитель ставит высокую цену, а потом привлекает покупателя скидками. Но покупатель, не дождавшись дисконта, покупает другой автомобиль. Исполнительный директор дилера Lada "Авторай" Станислав Черненко еще одним фактором считает рост вторичного рынка, где все больше автомобилей с небольшим пробегом, но с относительно низкой ценой. Один из источников "Ъ" в автопроме добавляет, что в 2010 году АвтоВАЗу помогла госпрограмма утилизации, но сейчас такой "щедрости от правительства ждать не стоит", а продолжение льготного автокредитования "кардинально не изменит ситуацию".