Ремонт без очереди
У вагоноремонтных заводов в Воронеже и Тамбове может смениться собственник
ОАО РЖД выставило на продажу свою дочернюю компанию по ремонту пассажирских поездов «Вагонреммаш». За контрольный пакет акций монополия надеется выручить не менее 2,5 млрд руб. Но у нее могут возникнуть проблемы с поиском покупателя: как выяснил «Ъ», претендентов на актив пока нет. Отраслевые эксперты уверены, что причиной отсутствия интереса к «Вагонреммашу» стала не только завышенная стоимость актива, но и отсутствие перспектив развития этого бизнеса.
Вчера ОАО РЖД объявило первый в этом году конкурс по продаже акций дочернего предприятия – ОАО «Вагонреммаш» (ВРМ, на 100% принадлежит РЖД). Монополия намерена продать 75% минус две акции, начальная цена определена в 2,47 млрд руб. (около 6% планируемой ОАО РЖД выручки от продажи активов в 2014 году). Заявки на участие в тендере принимаются до 24 марта, победитель будет выбран 1 апреля.
ВРМ занимается капитальным ремонтом пассажирских поездов, компания создана на базе трех вагоноремонтных заводов в Воронеже, Новороссийске и Тамбове в 2008 году. Основной доход ей приносят заказы ОАО РЖД и его дочерней Федеральной пассажирской компании (ФПК). Текущий контракт с монополией действует до 2017 года. В 2012 году ВРМ отремонтировал 1,6 тыс. пассажирских вагонов, 1,3 тыс. колесных пар и 76 грузовых вагонов, общая загрузка мощностей составила 55%. Выручка достигла 9,6 млрд руб., чистая прибыль – 108,6 млн руб.
Продать ВРМ ОАО РЖД собирается с 2013 года, то есть у участников рынка было время обдумать подобную инвестицию. Однако «Ъ» не удалось найти среди них потенциальных претендентов. В Alstom, Siemens, Bombardier и «ТМХ-Сервис» (подконтролен «Трансмашхолдингу») официально отказались от участия в тендере. О том же говорят источники «Ъ» в группе «Синара» и CAF. Только Уралвагонзавод оставил себе пространство для маневра – там отказались раскрывать свои планы. «ВРМ – малоперспективный актив с точки зрения развития бизнеса», – говорит «Ъ» источник в одной из перечисленных компаний. По его словам, у ВРМ низкая рентабельность, а для перепрофилирования под более выгодный ремонт грузовых вагонов потребуются большие инвестиции. Участники рынка ждут продажи более масштабных вагоноремонтных компаний – ВРК-2 и ВРК-3 (специализируются на грузовом подвижном составе, должны быть проданы в 2014 году), добавляет собеседник «Ъ».
Глава «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров не удивлен отсутствием интереса к ВРМ. По его мнению, справедливая цена ВРМ – не больше 1,5 млрд руб. Кроме того, добавляет эксперт, перспективы бизнеса компании туманны в силу дефицита инвестпрограмм РЖД и ФПК. Переоборудование, считает он, остается еще более спорной опцией в свете неопределенности с правилами продления ресурса грузовых вагонов.