Аффилированность вынесли из кодекса
Ее критерии зафиксируют в отдельном законе
Крупные компании, недовольные инициативами создателей международного финансового центра по расширению прав миноритариев, добились промежуточного успеха. Вчера на совещании у Дмитрия Медведева было решено, что в Гражданском кодексе будут закреплены только "рамочные положения" более жестких критериев аффилированности. Подробно эту тему изложат затем в отдельном законе. Но сроки принятия поправок, обсуждаемых с 2012 года, по-прежнему не определены.
Вчера Дмитрий Медведев провел совещание по внесению поправок в Гражданский кодекс (ГК), определяющих критерии аффилированности компаний. Эти предложения были сделаны частными инвесторами, входящими в группу международного финансового центра (МФЦ); противниками нововведений выступали крупные компании ("Роснефть", "Газпром", "Сургутнефтегаз", "Альфа-групп" и другие; см. "Ъ" от 25 октября 2013 года). По словам источников "Ъ", знакомых с ходом совещания, на нем присутствовали глава рабочей группы по созданию МФЦ Александр Волошин, курирующий эту тему в правительстве первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Алексей Улюкаев, председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов, президент "Роснефти" Игорь Сечин, владелец "Интерроса" Владимир Потанин и другие. В правительстве вчера отказались от комментариев.
Вопрос о внесении поправок в ГК был поднят еще в 2012 году, их смысл был в повышении прозрачности сделок компаний, расширении прав миноритариев. Предполагалось признать аффилированными родственников руководителей компаний, наделить суды возможностью определять аффилированность, одобрять акционерами сделки с дочерними структурами. Госдума приняла поправки в первом чтении в 2012 году, но затем была взята пауза. В декабре 2013 года ситуацию обсуждали на совещании у Игоря Шувалова. Тогда компаниям было предложено подготовить конкретные "кейсы".
Вчера на совещании, по словам источников "Ъ", был изменен подход к внесению изменений. Теперь поправки планируется вносить в более общем виде, но конкретизация понятия "аффилированность" может появиться в законе об акционерных обществах, говорит один из собеседников "Ъ". Другой источник "Ъ" отмечает, что "нужно более ясное определение". "Рамочные положения могут быть внесены в ГК, при этом они будут с отсылом на новый закон, который будет разработан при совместном обсуждении",— говорит собеседник "Ъ".
По мнению управляющего партнера адвокатского бюро "Бартолиус" Юлия Тая, проблему аффилированности можно решить не законодательно, а в режиме правоприменения. Если расширить критерии, то слишком многие получат право влиять на сделки. Но сокращение параметров аффилированности усложнит контроль над непрозрачными операциями, отмечает юрист.