Домодедово село на "Трансаэро"
Пассажиропоток аэропорта растет медленнее рынка
Крупнейший в РФ аэропорт Домодедово начал ощущать последствия изменения стратегии одного из крупнейших базовых перевозчиков — "Трансаэро", переводящего часть рейсов во Внуково. По итогам января пассажиропоток аэропорта вырос всего на 3,5% при общем увеличении перевозок авиакомпаний РФ на 8%. Пассажиров международных линий Домодедово обслужило и вовсе на 2% меньше, чем в 2013 году. Кроме "Трансаэро", аэропорт подвели перевозчики из СНГ — прекратившие полеты украинская Air Onix и армянская "Армавиа".
Аэропорт Домодедово подвел первые итоги работы в 2014 году. В январе его пассажиропоток увеличился на 3,5% к январю 2013 года — до 2,16 млн человек. Полученные данные оказались ниже общего результата авиарынка. По данным Росавиации, в январе пассажиропоток авиакомпаний РФ вырос на 8%, до 5,7 млн человек, за 2013 год — на 9,2% при росте авиарынка на 14%.
В пресс-службе аэропорта "Ъ" сообщили, что снижение динамики пассажиропотока связано "с приостановкой оперирования двух авиакомпаний: армянской "Армавиа" и украинской Air Onix", а также за счет "незначительного уменьшения загрузки в сегменте СНГ". Национальный армянский перевозчик обанкротился весной 2013 года, Air Onix прекратила полеты до весны. Точных данных о пассажиропотоке обеих авиакомпаний в Домодедово нет. По информации аэропорта, с середины 2012 года по июль 2013 года украинский перевозчик выполнил более 850 взлетно-посадочных операций, годовой пассажиропоток "Армавиа" превышал 200 тыс. пассажиров.
Но еще более серьезным для Домодедово выглядит снижение пассажиропотока второй в РФ авиакомпании "Трансаэро", приносившей аэропорту более 12% выручки. По проспекту Домодедово к размещению евробондов, в марте 2013 года "Трансаэро" перевела 22 регулярных рейса во Внуково, а с зимнего расписания 2013-2014 года планировала перевести еще восемь. Вчера в аэропорту сочли "неправильным комментировать диверсификацию программы полетов авиакомпании-партнера", но заверили, что с уважением относятся к "позиции перевозчика, формирующего маршрутную сеть, отвечающую его целям, задачам и интересам пассажиров".
В "Трансаэро" "Ъ" пояснили, что по итогам 2013 года 59% московского пассажиропотока компании перевезено из Домодедово, 23% — из Внуково и 18% — из Шереметьево. Но в 2014 году на Шереметьево придется 20-22% потока, а Домодедово и Внуково будут в равных долях (то есть по 39-40%). На международных линиях (обеспечивают 60% загрузки) Домодедово уже показывает падение пассажиропотока почти на 2%. Количество обслуженных пассажиров на внутренних линиях увеличилось на 10,7% (в январе 2013 года рост составлял 15,1%). "Результаты на внутренних линиях вполне коррелируют с работой региональных аэропортов, например, новосибирского Толмачево",— отмечает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. Но, полагает он, международный пассажиропоток Домодедово явно ощутил перевод значительной части рейсов "Трансаэро" во Внуково. У последнего, добавляет эксперт, наоборот, пассажиропоток на международных маршрутах растет на уровне 60-70% из-за того же "эффекта "Трансаэро"".