Всех не реформируешь
Экспертиза
Владимир Лексин, доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ
Россия — страна малых городов и поселков городского типа. Именно к ним относится большинство моногородов. К их ликвидации или переселению части населения из них я отношусь довольно скептически. Есть аспект, на который мало кто обращает внимание: малые города являются центрами расселения, вокруг которых формируется сельская округа. В малых городах есть больницы, школы, иногда колледжи. Если моногорода начнут ликвидировать, то какая судьба ждет жителей населенных пунктов, находящихся рядом? Вопрос открытый.
Жизнь в типичном моногороде полугородская-полусельская. Люди привыкли выживать за счет дач и подсобных хозяйств. Между жителями уже установились внутренние социальные связи, но перебираться куда-то вместе, как это делали в свое время старообрядцы, они не будут.
При этом экономические трудности налицо: в моногородах мы наблюдаем падение производства, безработицу. Все это начало происходить не вчера, а после того, как социалистическая система хозяйствования осталась в прошлом. И если мы собираемся вкладывать деньги в моногород, чтобы сохранить его в прежнем виде, это тоже ошибка.
Как же спасти моногорода и их жителей? На то, чтобы решить проблему системным путем, денег не хватит, да этого и не нужно, так как каждый моногород уникален: один северный, другой южный, один в Центральной России, другой в Сибири. Мне кажется, что надо выбрать 10-15 городов и опробовать различные модели их возвращения к жизни. На это, конечно, потребуется много лет: хозяйственную систему шахтерских городков американского востока видоизменяли в течение 30-40 лет и не всегда это оканчивалось успехом.
В нашем случае речь не идет об освоении западных рынков и конкуренции с мировыми фирмами, речь о насыщении местных рынков конкурентоспособной продукцией. Например, легкой и пищевой промышленности. В конкретном городе можно создать фабрику по пошиву одежды, освободить от налогов, местные жители с удовольствием пойдут туда работать. А продукцию реализовывать на местных рынках. У нас 140 млн готовых потребителей в стране, и если нет спроса, то в современной экономике его можно создать. Вот, например, город Гусь-Хрустальный Владимирской области. Раньше на местном хрустальном заводе выпускали доступные товары хорошего качества — различные светильники, колокольчики, которые раскупали пассажиры проходящих поездов. Теперь на этом предприятии работает лишь цех дорогой сувенирной продукции, спроса на дешевый хрусталь нет. А почему бы, например, не запустить рекламную кампанию, не раздать фужеры и вазы знаменитостям, которые бы их расхваливали? Конкретный город вполне можно преобразить, если заниматься этим долго, точечно и без кампанейщины.