Опять литературный власовец
Несколько фрагментов из "Архипелага ГУЛАГ" Александра Солженицына, содержащих, согласно законопроекту, "распространение заведомо ложных обвинений СССР в совершении преступлений во время Второй мировой войны"
...в 1940 году для Прибалтики это не ссылка была, это были лагеря, а для кого-то — расстрелы в каменных тюремных дворах. И в 1941-м, отступая, хватали, сколько могли, людей состоятельных, значительных, заметных, увозили, угоняли их с собой как дорогие трофеи, а потом сбрасывали, как навоз, на коченелую землю Архипелага...
Победа под Москвой породила новый поток: виновных москвичей. Теперь при спокойном рассмотрении оказалось, что те москвичи, кто не бежал и не эвакуировался, а бесстрашно оставался в угрожаемой и покинутой властью столице, уже тем самым подозреваются: либо в подрыве авторитета власти (58-10); либо в ожидании немцев (58-1-а через 19-ю, этот поток до самого 1945 года кормил следователей Москвы и Ленинграда).
В 1941 немцы так быстро обошли и отрезали Таганрог, что на станции в товарных вагонах остались советские заключенные, подготовленные к эвакуации. Что делать? Не освобождать же. И не отдавать же немцам. Подвезли цистерны с нефтью, полили вагоны, а потом подожгли. Все сгорели заживо.
В тылу первый же военный поток был — распространители слухов и сеятели паники, по специальному внекодексному Указу, изданному в первые дни войны. ... Давали всем по 10 лет, но не считалось 58-й статьей... Затем был поток не сдавших радиоприемники или радиодетали. За одну найденную (по доносу) радиолампу давали 10 лет.
Тут же был и поток немцев — немцев Поволжья, колонистов с Украины и Северного Кавказа, и всех вообще немцев, где-либо в Советском Союзе живших. Определяющим признаком была кровь, и даже герои гражданской войны и старые члены партии, но немцы — шли в эту ссылку.
С 1943 года, когда война переломилась в нашу пользу, начался и с каждым годом до 1946-го все обильней, многомиллионный поток с оккупированных территорий и из Европы. Две главных его части были: граждане, побывавшие под немцами или у немцев (им заворачивали десятку с буквой "а": 58-1-а); военнослужащие, побывавшие в плену (им заворачивали десятку с буквой "б": 58-1-б).
Среди общего потока освобожденных из-под оккупации один за другим прошли быстро и собранно потоки провинившихся наций: в 1943-м — калмыки, чеченцы, ингуши, кабардинцы; в 1944-м — крымские татары. Как в начале войны немцев, так и сейчас все эти нации слали единственно по признаку крови, без составления анкет,— и члены партии, и герои труда, и герои еще не закончившейся войны катились туда же.
Слово "власовец" у нас звучит подобно слову "нечистоты", кажется, мы оскверняем рот одним только этим звучанием, и поэтому никто не дерзнет вымолвить двух трех фраз с подлежащим "власовец".
Но так не пишется история. Сейчас, четверть века спустя, когда большинство их погибло в лагерях, а уцелевшие доживают на Крайнем Севере, я хотел страницами этими напомнить, что для мировой истории это явление довольно небывалое: чтобы несколько сот тысяч молодых людей в возрасте от двадцати до тридцати подняли оружие на свое Отечество в союзе со злейшим его врагом. Что, может, задуматься надо: кто ж больше виноват — эта молодежь или седое Отечество?