Боец неведомого фронта
В США вынесен приговор бывшему военному, который думал, что шпионит на Россию
Он любил женщин славянской внешности и мнил себя Джеймсом Бондом, а в итоге получил 30 лет тюрьмы. В США вынесли приговор отставному военному шифровальщику — за попытку передачи секретной информации российским спецслужбам. Впрочем, Москва тут ни при чем: в роли "русских" выступали агенты ФБР. На суде 40-летний Роберт Хоффман заявил, что хотел помочь властям США поймать шпионов, но ему не поверили. По словам прокурора, жесткий приговор бывшему подводнику должен стать предостережением потенциальным предателям.
Суд американского штата Виргиния вынес приговор бывшему шифровальщику ВМС США Роберту Хоффману II — 30 лет тюрьмы за попытку шпионажа в пользу России. Российские спецслужбы, впрочем, никакого отношения к этому не имеют: отставной военный попался в ловушку ФБР. Агенты ФБР заинтересовались Хоффманом весной 2012 года — после того как он вернулся из трехнедельной поездки в Белоруссию. К этому моменту Хоффман уже не служил на флоте, он ушел в отставку в ноябре 2011 года. Американские спецслужбы тем не менее начали разрабатывать его. Дело в том, что Хоффман около 20 лет прослужил в ВМС США, имея доступ к секретной информации — в частности, к данным о системах слежки за американскими кораблями. Кроме того, ФБР было известно о его плачевной финансовой ситуации. Хоффман должен был ежемесячно выплачивать алименты в размере $1,2 тыс., ипотеку за дом и проценты по нескольким кредитам.
В Белоруссию же 40-летний отставной моряк ездил, по его собственным словам, "развлечься по-мужски". Еще во время службы в Бахрейне (где базируется 5-й флот ВМС США) он познакомился с танцовщицами из Белоруссии, а после увольнения решил съездить к ним в гости. Поездка, очевидно, удалась: Хоффман опубликовал на своей страничке в Facebook фото с четырьмя красивыми девушками славянской внешности, а по возвращении домой рассказывал знакомым, что здоровался за руку с самим президентом Лукашенко.
В ФБР решили воспользоваться слабостью Хоффмана и подослали к нему привлекательную 22-летнюю сотрудницу. Она откликнулась на его объявление на популярном сайте знакомств, и под ником Tracey Tea общалась с ним несколько месяцев. Когда же они встретились в "офлайне", Хоффман рассказал девушке подробности поездки в Минск, похвастался доступом к секретной информации и признался, что затаил обиду на бывших работодателей за то, что его не повышали по службе. Хоффман уверял, что обладает сверхчеловеческими способностями, а по интеллекту сравнивал себя с Уинстоном Черчиллем.
Tracey Tea, впрочем, так и не смогла узнать, является ли бывший шифровальщик предателем. Тогда в ФБР решили устроить провокацию. 21 сентября 2012 года в его дверь постучалась девушка, представившаяся Ольгой. Хоффман вел дневник и позже написал, что запомнил только ее декольте. "Ольга" передала ему письмо "от друзей из Москвы". В послании, написанном на английском с ошибками, было сказано, что Хоффману дали хорошие рекомендации "товарищи из Минска" и что российские спецслужбы заинтересованы в сотрудничестве с ним. Адресату было обещано вознаграждение и гарантия безопасности. В случае заинтересованности Хоффман должен был отправить на адрес 52arkivna@gmail.com письмо со словами "Привет с Гавайев". Бывший подводник ответил в тот же день.
Он переписывался с автором письма "Владимиром" еще несколько дней, а потом попросил называть его только "Саша Эндрюс" и избрать менее опасный способ общения. "Владимир" предложил Хоффману оставлять информацию на флешке в тайнике в одном из парков. Бывший военный успел сделать три ходки — в первый раз он сообщил все подробности своей биографии и службы, во второй — пояснил, к каким секретным объектам и документам до сих пор имеет доступ, а в третий — рассказал "русским" о системе мониторинга передвижения американских подлодок. Тут его и взяли.
На суде Хоффман говорил, что на самом деле хотел лишь помочь "бездарным" американским спецслужбам выследить русских шпионов, а контакт с ними завязал, чтобы собрать компромат. В пользу правдивости этой версии говорил тот факт, что незадолго до ареста бывший моряк сам явился в ФБР и рассказал о переписке с "Владимиром". Однако вскоре после этого Хоффман отправил "Владимиру" письмо со словами "Сил больше нет" — кодовой фразой на случай провала операции. Тряся копией этого сообщения, прокурор Дана Боенте на суде заявил, что Хоффман явился в ФБР лишь в предчувствии скорого ареста, а затем пытался спасти своих "русских работодателей".
Американские эксперты полагали, что Хоффману дадут меньший срок. Но прокурор Боенте не скрывал: "Вердикт должен послужить предостережением тем, кто хотел бы раскрыть секретную информацию о нашей стране". "Хоффман пытался шпионить в пользу России и предал доверие, которое его родина оказала ему. Он был готов рисковать жизнями американцев ради собственной выгоды",— заявил он. Денег от "русских" американский горе-агент, впрочем, так и не успел получить.