На романсы нужны финансы

Творческие союзы заявляют о недостаточной поддержке своей деятельности

Власти Татарстана призывают творческие союзы республики активней заняться просветительской деятельностью и тем оправдать выделяемые на их поддержку из бюджета республики 20 млн руб. в год. Однако, как заявили члены союзов, этих средств им едва хватает для весьма скромного содержания их аппаратов, налоги и оплату коммунальных услуг. На проведение же просветительских мероприятий — таких как вечера Габдуллы Тукая — остаются крохи, а гонорары творцов настолько символические, что татарская опера создается раз в двадцать лет.

Вице-спикер Госсовета Татарстана Римма Ратникова вышла на встречу творческим союзам

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Круглый стол «Повышение эффективности деятельности творческих союзов» с участием представителей 12 творческих объединений состоялся в Госсовете Татарстана спустя две недели после заседания коллегии республиканского министерства культуры. Тогда президент Рустам Минниханов заметил, что творческие союзы «превращаются в закрытые корпоративные клубы». Вчера вице-спикер парламента Римма Ратникова подтвердила наличие претензий к творческим объединениям: о деятельности союзов «мало кто знает», они недостаточно работают с молодежью. При этом она поделилась, что президенту часто поступают записки о том, «насколько нужны союзы, зачем их финансируем», и призвала активизировать деятельность союзов, занявшись просветительством среди населения.

В 2013 году, как сообщила вчера участвовавшая в круглом столе заместитель министра культуры Татарстана Ирада Аюпова, республика выделила творческим союзам почти 20 млн руб. Еще 17 млн руб. были направлены на закупки произведений членов этих союзов. Помимо этого, союзам выделяются квоты на бесплатный отдых в санаториях «и, конечно, всю юбилейные вечера мы стараемся максимально финансировать», добавила госпожа Аюпова.

Руководители творческих объединений согласились, что союзы «не должны быть обособлены» и «замыкаться на себя», но дали понять, что тех денег, которые им выделяет государство, для активизации деятельности недостаточно. Председатель Союза писателей республики Рафис Курбанов сообщил, что из 4 млн руб., которые были выделены литераторам, 2,2 млн ушли на налоги и оплату коммунальных услуг, на проведение вечеров Габдуллы Тукая осталось 300 тыс. руб. Остальное израсходовано на содержание аппарата, средняя зарплата сотрудников которого составила 7 тыс. руб. «Чтобы организовать лучше работу, должна быть надлежащая зарплата»,— сказал он.

Председатель Татарского ПЕН-центра Ахат Мушинский сказал, что его организация могла бы заниматься просветительством, переводя татарские произведения не только на русский, но и на английский, немецкий и турецкий языки, если бы не дефицит профессиональных переводчиков. «У Туфана Миннуллина (ныне покойный, бывший президент центра.—„Ъ“) была мечта послать кого-то в Англию… чтобы они постажировались года два». Участники круглого стола признали проблему актуальной, но вспомнили, что несколько лет назад переводчиков уже отправляли учиться за рубеж, но те, не научившись, «вернулись обратно».

Представители творческой интеллигенции посетовали также на скромные гонорары. Глава Союза композиторов Татарстана Резеда Ахиярова, заметив, что «давно не менялись суммы гонорарного фонда», выделяемого на приобретение композиторских произведений, сказала: «Пока не будет адекватной оплаты труда композиторов, всегда будет стоять вопрос притока творчески одаренной молодежи…. Наша профессия должна быть престижной, желанной». Впрочем, заметила она, ставки начинающих композиторов «не могут быть одинаковы» с известными и признанными сочинителями.

Римма Ратников поинтересовалась у госпожи Ахияровой, как часто татарстанские композиторы «показывают свое творчество живьем». Приглашения для выступлений поступают к единицам, а остальным необходима «финансовая база», чтобы «устроиться в гостинице», окупить проезд и «получить соответствующий гонорар», ответила госпожа Ахиярова. «У нас композиторы готовы к встречам с населением, но нужна финансовая поддержка»,— добавила она, вернувшись к денежной теме.

Ее подхватил председатель Союза кинематографистов Илдар Матуров. Он сказал о необходимости грантовой поддержки и вспомнил, что раньше у членов союзов были привилегии (например, участие в закрытых кинопоказах). Также он поднял проблему профессионализма в творческой среде: «Снявший видео, завтра же заявляет, что он кинематографист». «Непрофессионалы умеют пролезть в любые дыры», — поддержал господина Матурова глава Союза художников Татарстана Зуфар Гимаев. А господин Мушинский добавил, что ради карьеры те «начинают малевать на холсте, изображая себя абстракционистами». Руководитель Союза театральных деятелей Фарид Бикчантаев добавил, что «вышестоящие органы» не советуются с творческим объединениями и часто «выставляют самодеятельного певца, устраивают какие-то непонятные шоу». «Минуя союз, любой приходит — к кому не будем говорить — а тот по доброте или по своим каким-то приоритетам подписывает и все»,— поделился господин Бикчантаев.

При этом на круглом столе выяснилось, что финансовая помощь государства перепадает не всем творцам в равной степени. Так, Союз архитекторов Татарстана, по словам его председателя Виталия Логинова, «немножко специфический»: архитекторы трудоустроены и грантов не просят, хотя в деньгах нуждаются — например, на реставрацию дома, где располагается союз. Председатель Набережночелнинского отделения Союза художников России Факиль Гайфутдинов посетовал, что на организацию выставки в Башкортостане художники получили лишь 6 тыс. руб. от властей города, а республика выделяет им только по 20-50 тыс. руб. ежегодно: «Про какие миллионы говорит союз писателей?» Глава казанского отделения Союза профессиональных художников СНГ Лада Аюдаг отметила, что в ее организации «сверхсамодостаточные» художники, однако некоторые находятся в «затруднительном положении». Она рассказала про своеобразную конкуренцию между творческими союзами: были случаи, когда у молодых художников покупали картину, а потом мэтры из других объединений убеждали покупателей вернуть ее, так как она написана непрофессионалом. «Мы работаем бесплатно… маемся на своем энтузиазме. Мы бы тоже не отказались, чтобы нам выделялись какие-то дотации»,— резюмировала госпожа Аюдаг.

На небольшую добавку господдержки, судя по словам Ирады Аюпова, творческие союзы в этом году могут рассчитывать: дополнительно 8 млн руб. союзы могут получить в рамках мероприятий «Казань — столица тюркского мира». Однако пересмотр гонорарной политики она не стала обещать: «Если мы будем по 500 тыс. руб. за одну картину платить, мы приобретем 5-6 картин и больше ничего сделать не сможем». Она предложила творческим союзам привлекать внебюджетные источники финансирования.

Римма Ратникова отметила, что проблема гонораров «бородатая», а участники круглого стола депутаты Разиль Валеев и Роберт Миннуллин поделились, что за свои «сотни песен» получают около 3,6 тыс. руб. в год. «По гонорарам надо отдельно собираться»,— предложила госпожа Ратникова. Она согласилась, что финансирование недостаточное, сказав, что из-за этого «между созданием двух татарских опер прошло двадцать лет». Вице-спикер также вспомнила, как в прошлом году республика записывала гимн, пригласив «за сумасшедшие деньги откуда-то из Москвы на два дня людей»: «Ну разве это не дичь? Разве это не дичь на самом деле? Ну, дичь же полная!»

Предложения всех участников встречи госпожа Ратникова пообещала записать в протокол.

Кирилл Антонов

Вся лента