Крестный путь киноманов
Завершается Берлинский кинофестиваль
Фестиваль кино
Завтра будут вручены награды 64-го Берлинале. Его предварительные итоги подводит АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Если не считать Алена Рене (о его фильме "Любить, пить и петь" мы писали в предыдущем репортаже — см. "Ъ" от 11 февраля) и еще двух-трех ветеранов, конкурс Берлинского фестиваля преимущественно сложен из работ молодых режиссеров, пока не имеющих международного имени. Кураторы фестиваля явно столкнулись с проблемой смены поколений: классики ушли или уходят, их места остаются вакантны. Удалось ли открыть новые таланты, способные поддержать уровень кинематографа завтрашнего дня? Пока что на этот вопрос трудно ответить однозначно. Больше других к положительному ответу склоняют Янн Деманж, показавший свой дебютный фильм-триллер "71" на материале конфликта в Ольстере, и Дитрих Брюггеман, автор картины "Крестный путь", второй полнометражной работы в его биографии. Оба лидируют в критическом рейтинге, им и прочат главные награды фестиваля.
"71" привлек крепкой жанровой формой: в нее облечен рассказ о трагическом опыте молодого солдата, оказавшегося один на один с насилием и хаосом, которые сопровождают все гражданские войны. Тут не поймешь, кто прав, кто виноват, агрессией заражены даже дети (девятилетний мальчик возглавляет одну из самодеятельных банд), а фильм во второй половине своей инфернальной атмосферой начинает напоминать "ужастики" Джона Карпентера. Другой образец откровенно жанрового кино в конкурсе — черная комедия "В порядке исчезновения" норвежца Ханса Петтера Моланда. Наш хороший знакомец (интеллектуал и теоретик секса в "Нимфоманке") Стеллан Скарсгорд играет невозмутимого викинга, стахановца снегоуборки, который выходит на тропу войны после насильственной гибели сына. Теперь всем не поздоровится — и норвежской мафии, и ее конкурентке сербской, а при каждом акте мести экран будет заполняться католическими и православными крестами.
Лучший фильм, появившийся из среды новых режиссеров,— "Крестный путь". Он выполнен в классической манере, напоминая своей структурой и продуманной изобразительностью образцы религиозного искусства. История рассказана и показана в четырнадцати эпизодах-"стояниях", обозначающих путь Христа на Голгофу, и снятых одним кадром неподвижной камерой. Путь самопожертвования проходит "дева Мария" — современная четырнадцатилетняя девушка: она готова отдать свою жизнь — только не за Христа (к чему ее призывает профессиональный проповедник), а за своего четырехлетнего брата, страдающего аутизмом, не умеющего говорить. Парадокс в том, что страдать, мучиться и умирать Марии придется не по воле неразумных язычников, а от травли собственных родителей, принадлежащих Обществу святого Пия X, которое исповедует фундаменталистские формы христианства и не признает реформ Ватикана, начатых в 60-е годы прошлого века. Девочке запрещают не только общаться со сверстниками, но даже выступать в церковном хоре, где исполняют музыку соул и спиричуэлс: и то и другое, не говоря о роке, считается от лукавого. Заядлая христианка, мать на поверку оказывается психопатическим чудовищем: именно она гонит дочь по крестному пути, а семья и члены секты выступают в роли фарисеев. "Крестный путь" Дитриха Брюггемана — это еще один, после шедевров Ханеке и Зайдля, после "Жены полицейского" Филипа Гренинга, немецкоязычный фильм о насилии в семье и о гримасах религиозного фанатизма.
Еще одним отчасти немецким фильмом (немецкие деньги вложены в каждую вторую ленту официальной программы) можно считать "Пляж будущего" Карима Айнуза. Его действие завязывается в Бразилии, на привлекательном, но опасном пляже, куда приезжает пара любовников, чье чувство выросло, да, представьте, из фронтовой дружбы в Афганистане. Один из них тонет в океанских волнах, другой начинает новый роман с мускулистым местным спасателем. Идиллия продолжается в Берлине, но недолго: бразильский спасатель страдает от того, что бросил мать и младшего брата, к тому же он чувствует свою чуждость северному городу, где о любимом океане отдаленно напоминают только спортивный бассейн и гигантский аквариум. "Пляж будущего" отличается от многих других конкурсных фильмов акцентом на пластике, музыкальном ритме и настроении. Но сюжет так примитивно разработан, исполнители столь картинны, что присутствие этого "пляжного кино" в конкурсе можно объяснить главным образом тематически. Ведь борьба за равноправие секс-меньшинств — один из главных приоритетов Берлинале. Недаром на Потсдамерплац, в районе фестивального дворца, разбита палатка с горящим круглосуточно радужным "олимпийским" факелом и слоганом "Остановите гомофобию в России".
Много надежд возлагалось на картину "Наверх" перуанки Клаудии Льосы, выигравшей Берлинский фестиваль пять лет назад. Как и предыдущая лента "Молоко скорби", новая ее работа полна поэтических символов, природных красот и фольклорных мотивов, только действие происходит не в Южной Америке, а в Северной, в снегах и льдах в районе Виннипега. Главная героиня, сильная красивая женщина с двумя детьми, работает на ферме, увлекается теориями и практиками в духе new age и постепенно становится профессиональной целительницей. Излечивая других, она обнаруживает, как трагедия пришла в ее собственную семью. Кино получилось несколько претенциозным (ухудшенный вариант "Древа жизни" Терренса Малика) и вряд ли может претендовать на высшую награду. Но играющая героиню Дженнифер Коннелли вполне достойна приза за женскую роль, мужскую же больше других заслужил Стеллан Скарсгорд.