"У хоккеистов нет другого выбора, кроме как победить"
Вячеслав Фетисов о перспективах сборной
Спортивный обозреватель "Коммерсантъ FM" Владимир Осипов, который следит за Играми в Сочи, обсудил ход Олимпиады с легендарным хоккеистом, сенатором и председателем Совета директоров КХЛ Вячеславом Фетисовым.
В Сочинских кафе забронированы все места на 15 февраля, когда пройдет прямая трансляция хоккейного матча Россия — США. 12 февраля стартует Олимпийский хоккейный турнир. Сборная России проведет свой первый матч 13 февраля. Команда Зинэтуллы Билялетдинова встретится со словенцами.
— Вячеслав Александрович, тут у нас в Сочи ажиотаж не только вокруг хоккея, но как только появляется Фетисов, то ажиотаж сразу вокруг "Мегадома", все пытаются сфотографироваться, все пытаются взять автограф. Вячеслав Александрович, я тоже немножко волнуюсь. Вас удивить трудно в плане впечатлений, в плане ощущений и все-таки, наверное, я буду 1257-м журналистом, который об этом спросил, но не спросить не могу. Эти ощущения, когда вы двигались к Олимпийскому огню, этот флаг, этот ажиотаж, что было в душе в этот момент?
— Я ощущал огромное счастье, конечно, выйти на стадион, на самую большую спортивную площадку вообще в мире, 3 млрд людей смотрят на тебя. И нести символ Олимпийского движения — великое действо, которое объединяет людей, в общем, это особая честь. Благодарен судьбе, что мне посчастливилось это сделать, и, конечно, гордость за страну и за ту команду, в которой я играл, и за родителей, которые правильно меня воспитали. В общем, ощущений была куча, всяких разных, но все положительные. Конечно, в компании с людьми, которые очень талантливые и сделали очень много для страны — это огромная честь и я счастливый человек, и хотел бы, чтобы еще раз это повторилось, но это, наверное, раз в жизни бывает.
— Вот эти сейчас ожидания. Мы ждем слишком многого. Я помню очень хорошо 1998 год, там тоже очень сильно ждали, была похожая пресс-конференция, когда вся команда пришла на эту пресс-конференцию, и градус ожидания очень сильно давил. Вы тоже были в подобных ситуациях? На ваш взгляд, на ребят это давит? Или это неважно, и это мы все сами придумали?
— Да, нет, я могу представить, какое давление сейчас на всех ребят, на хоккеистов, на других спортсменов, но в этом-то мастерство и заключается: если ты сумел справиться с давлением психологическим, значит, будет преимущество домашнего льда, если нет — оно будет играть против тебя. И, конечно, 1998 год — это далеко, не в России, не в Сочи, совсем другая ситуация, конечно, мне хотелось бы пожелать ребятам справиться с этим волнением. Они понимают, зачем они сюда приехали, он понимают какая цель и задача перед ними стоит, и они хотят выиграть, и мы этого все им желаем.
— А что касается так называемых узких специализаций, именно хоккей, это команда, она собралась, мы долго ждали, кто будет, кого не будет, там Дацюк травмирован, все команда собралась, что от нее ждать? Вы знаете возможности каждого игрока, а вместе, на ваш взгляд?
— Это наша команда, другой у нас уже не будет на этом турнире, но я жду победы. Другого выбора нет у этих ребят, к сожалению, к счастью, как угодно. Они, еще раз говорю, это понимают прекрасно. Если поконкретнее, да, у нас форварды такие, каких нет ни у кого, они могут решить судьбу матча, любой из них, в любой момент. Они наводят ужас на любого вратаря. У нас очень достойная вратарская линия, ребята одни из лучших в мире сегодня. Все обсуждают слабости обороны.
— Вот.
— Но я вот могу сказать, что при правильной системе, которую Билялетдинов им даст, обороняются не только защитники, но и нападающие. Я совсем недавно комментировал матч 1981 года с Канадой, когда мы обыграли канадцев в Монреале 8:1, я посмотрел, что мы в этой команде великой дали всего 5 голевых моментов за всю игру. Все эти броски были из-за периметра, то есть для вратаря это не представляло никакой, в общем, серьезной проблемы, и мы их разорвали просто. И оборонялись все: и крайние, и центральные, и защитники, я думаю, что при такой системе мобильности и умения ребят еще контратаковать, это может быть грозным оружием. То есть, это мобилизует всех, если такая позиция у нас не самая сильная, и поможет нам по-другому относиться к каждому игровому моменту, отрезку и каждой игре.
— Вы здесь уже все посмотрели, все увидели, что называется, изнутри. На ваш взгляд, уровень организации? Не могу не спросить — разные мнения.
— Но здесь не должно быть разных мнений. Мое мнение, и не только мое — не может быть субъективным. Разговаривал я с членами МОК, перед которыми я в Гватемале выступал в 2007 году и обещал им, что мы проведем самые лучшие за всю историю Игры, они все в восторге. Им немного неудобно за то, что происходит на Западе сегодня — некая необъективность — это совершенно точно. Я вот хожу как счастливый человек по Олимпийскому парку, я посещаю с удовольствием соревнования, я вижу атмосферу, вижу лица людей, которые очень счастливы, гордятся тем, что они здесь видят. И конечно, другого мнения, кроме того, что мы сегодня объединились вокруг Сочи, весь мир сегодня объединился здесь, собрались лучшие люди, и мне кажется, что это начало возрождения России именно в плане патриотизма. Я думаю, что это важнейшая составляющая успеха нации, и здесь, я думаю, что лучшего момента придумать было нельзя.
— Вопрос, который в прямом эфире задаю всем: что хотите пожелать болельщикам? Объясню, потому что, например, в биатлоне чуть не пошло, и сразу уже не совсем позитив "а, вот мы…" Естественно, хоккея ждут больше, чем биатлона, там вообще уже трепет такой. Пожелаете что-то болельщикам? Не знаю, терпения, чего-то еще?
— Я очень жесткий в плане каких-то оценок не потому, что мне это нравится, потому что я знаю, что второе место никто не помнит никогда. И я их не помню, если мне не напомнят, кого мы обыграли — это нормально, в природе человеческой. Конечно, хотелось бы больше успехов. Я честно могу сказать, что я об этом сейчас даже и не думаю.
Я хочу пожелать болельщикам, как и себе, получать удовольствие от того, что я вижу, от того, частью чего я сегодня являюсь. Но если к этому еще и придут победы, которые мы ждем, то это будет особое ощущение.
Но это тема другого разговора. Поддержка нужна нашим ребятам. Терпение — это, наверное, главное качество успешности в любом случае, поэтому верить надо в наших ребят, поддерживать их и не опускать руки. Это, наверное, единственное мое пожелание. Я, по большому счету, уже определился со своей позицией здесь, я получаю истинное удовольствие от того, что я вижу, от того, что я в свое время обещал, получаю от этого такое наслаждение вместе с семьей своей, с друзьями, в общем, хочу этого пожелать всем.