"Средний человек — продукт политтехнологий"

Экспертиза

Политический консультант Игорь Минтусов, председатель совета директоров "Никколо М", доцент Санкт-Петербургского государственного университета, о том, как "нормальный россиянин" управляет реальными гражданами

Фото: РИА НОВОСТИ

Как инструмент измерения чего-либо, как способ выстраивания коммуникаций средний человек в политике не существует. Это не инструментальная категория. Напротив, средний человек сам является продуктом политтехнологий: будь то Леня Голубков из рекламы "МММ" или рабочий Уралвагонзавода на политическом митинге. Образ своего парня — собирательная, несуществующая в реальности величина и нужна для формирования определенного образа мыслей у целевой аудитории. Нам показывают кадавра с правильными, требуемыми, благонадежными ценностями и установками, уверяя, что так и должен выглядеть нормальный русский.

Создателям кадавра ясно, что нормального русского нет в природе. Если хотите, он размыт. Политтехнологи плавают в океане массового сознания, образы и стереотипы которого, конечно, черпаются из чьих-то голов. Но чьи именно это головы, специалистам неважно, головы — первый этаж, а работа начинается со второго: с бурлящего слоя общих представлений. В этом слое вылавливаются те или иные образы, которые полезны в текущей политической ситуации, и из них лепится сознание кадавра.

В действительности может оказаться, что одно представление этого кадавра заимствовано из молодежных ценностей, а другое — из установок пенсионеров, но это неважно. Когда средний человек появляется на экране и начинает вещать на многомиллионную аудиторию, все противоречия снимаются. Он выглядит вполне органичным, так как отражает отдельные стороны массового сознания.

При этом большинство и средний человек — все-таки неравные категории. Большинство более представительно, а у среднего человека типизированы только определенные черты. Однако нельзя не заметить, что этот средний человек может по-своему формировать представления большинства. Так, кадавр, возникший из океана, начинает менять сам океан.

Опять-таки не стоит путать воздействие с помощью образа среднего человека с воздействием на среднего человека. На среднего человека, коль скоро его не существует, вообще никто не пытается влиять. Хороший политический продукт рассчитан на целевую аудиторию — молодежь, бизнесменов и так далее, а не на "среднюю температуру по больнице". Никто не строит политических партий под вымышленных Голубковых и рабочих. Их строят в расчете на конкретную электоральную общность, а рабочих "конструируют", чтобы сделать "представителей" этой общности популярными в массовом сознании.

Ориентируясь на среднестатистического россиянина, всякому человеку нужно иметь в виду, что он пользуется очень идеологизированной категорией. Можно сказать, чистым политтехнологическим продуктом.

Записала Ольга Филина

Вся лента