Пензенские власти повышают местный градус
В правительстве уверены, что в магазинах должно быть больше пензенского алкоголя
В Пензенской области обеспокоены низким уровнем продаж местной водки. На вчерашнем совещании в региональном минсельхозе участникам торговли рекомендовали выставлять на полки магазинов больше пензенского алкоголя. Эксперты сомневаются, что предприятия торговли прислушаются к рекомендации, так как они прежде всего ориентируются на спрос.
Вчера на совещании в региональном министерстве сельского хозяйства торговым сетям было рекомендовано увеличить «представленность» местной водки в магазинах. Заместители глав администраций районов также должны будут довести рекомендацию до сведения бизнеса, задействованного в торговле.
По официальной информации, в прошлом году на территории региона было реализовано 6,8 млн декалитров водки. Как отметил начальник отдела лицензирования министерства сельского хозяйства региона Павел Гусев, в общем объеме продаж водки доля продукции местных производителей составляет лишь 30 % (то есть примерно 2 млн декалитров). Кроме того, в магазинах представлен не полный ассортимент местной продукции — из 92 видов водки продается чуть более двадцати. По статистике, наиболее активными потребителями местной водки оказались жители Шемышейского, Вадинского и Спасского районов. Меньше всего она продается в Тамалинском районе.
Стоит отметить, что обеспечить треть продаж водки в регионе пензенские предприятия смогли лишь в 2013 году. Тогда, по официальной информации, местные спиртзаводы произвели 2,7 млн декалитров водки и ликеро-водочных изделий — в 2,5 раза больше, чем в 2012 году. Это позитивно отразилось на доходах областного бюджета: в прошлом году поступления от акцизов составили 2,8 млрд рублей, в текущем планируется чуть более 3 млрд рублей. Неудивительно, что региональное правительство озаботилось уровнем продаж пензенского алкоголя.
Одновременно с продвижением местных производителей региональные власти планируют ужесточить борьбу с фальсификатом. По словам представителя облправительства, магазины приобретают большую часть алкоголя у постоянных поставщиков, поэтому качество продукции не вызывает подозрений. Это снижает бдительность, и вместе с лицензированной водкой в продажу может поступить и фальсифицированная. Руководителям районов было поручено приобрести приборы для выявления фальсификата.
Проблема увеличения доли продаж водки местных производителей волнует не только руководство Пензенской области, но и правительства соседних регионов. Так, в октябре 2013 года замминистра экономического развития Саратовской области Юлия Винокурова сообщила о намерении увеличить с 0,7 % до 50 % долю потребления водки местного производства. А губернатор Самарской области прошлым летом говорил о необходимости увеличения доли рынка местного алкоголя до 80 %. Однако в июле самарское УФАС возбудило два дела по факту нарушения законов «О защите конкуренции» и «О торговле» в отношении господина Меркушкина и правительства Самарской области. Законы запрещают региональным органам власти, в частности, ограничивать конкуренцию с помощью нормативных актов и вводить дополнительную проверку качества.
Сами предприятия торговли были бы не против расширить ассортимент за счет местной продукции, но при условии, что она будет пользоваться спросом. Тогда, по словам руководителя пресс-службы X5 Retail Group Владимира Русланова, она всегда будет на полках «в тех объемах, в которых ее будет потреблять покупатель». Также в торговых сетях надеются, что облправительство будет действовать в рамках закона и не будет оказывать давления на сети.
Аналитик агентства «Инвесткафе» Роман Гринченко сомневается, что рекомендация к увеличению «представленности» местной водки в магазинах будет принята к исполнению всеми без исключения ритейлерами области. «Причиной является то, что, подбирая ассортимент, ритейлеры прежде всего исходят из величины спроса на продукт, — сказал он. — Впрочем, возникновение такой рекомендации я считаю позитивным для экономики области, так как она все же может быть частично воспринята предпринимателями. Большая представленность водки местных компаний«Агат-Алко» и «Объединенные пензенские водочные заводы» на полках магазинов повысит узнаваемость продукции и может привести к увеличению продаж», — отметил он. Господин Гринченко напоминает, что это не первая инициатива властей Пензенской области по наращиваю доли продаж товаров местных производителей.