SOCAR опять повернула на север
Баку возобновил переговоры с "Транснефтью"
Азербайджанская SOCAR, ранее отказавшаяся от предложения "Транснефти" повысить тариф на прокачку нефти по трубопроводу Баку--Новороссийск, неожиданно возобновила переговоры. По словам источников "Ъ" и экспертов, стороны могут пойти на компромисс. SOCAR в целом выгоднее маршрут Баку--Тбилиси--Джейхан, но российский транзит может потребоваться как "запасной вариант" для поставок более тяжелой нефти. Самой "Транснефти" от SOCAR требуется гарантия загрузки мощностей.
Азербайджанская SOCAR попросила "Транснефть" продлить договор о транспортировке своей нефти по трубопроводу Баку--Новороссийск, сообщил вчера пресс-секретарь российской компании Игорь Демин. Документ, который может быть подписан сторонами, заменит действующее до 14 февраля межправительственное соглашение. Предложение о переговорах "Транснефть" получила, когда трубу уже готовили к консервации, отметил господин Демин.
Консервация нефтепровода Ширвановка--Махачкала (участок на границе с Азербайджаном) началась в конце ноября 2013 года, после того как SOCAR и "Транснефть" не договорились о цене прокачки. Монополия предложила увеличить тариф с текущих $16 за тонну до $22, если SOCAR будет прокачивать до 1,5 млн тонн нефти в год, а если будет направляться больший объем, тариф снизится. Но официальных переговоров не последовало. "Транснефть" не устраивали низкие объемы транспортируемой по трубе Баку--Новороссийск азербайджанской нефти. SOCAR по межправительственному соглашению должна была прокачивать 5 млн тонн нефти в год, но реальные объемы составляли лишь 1,5-2 млн тонн. Россия в мае 2013 года расторгло соглашение, а "Транснефть" предложила подписать договор на новых условиях.
Причину возобновления переговоров ни "Транснефть", ни SOCAR не поясняют. Один из источников "Ъ" связывает решение SOCAR с ее желанием снизить заявленную российской стороной цену прокачки и дифференцировать экспортные потоки: тогда Баку--Новороссийск стал бы "запасным вариантом" наряду с основным нефтепроводом Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД). Источник "Ъ", близкий к одной из сторон переговоров, объясняет интерес SOCAR выросшими тарифами на прокачку по БТД. Сейчас средний тариф по БТД значительно выше, чем в направлении Новороссийска,— около $48 за тонну. Но другой источник "Ъ" отмечает, что SOCAR выгоднее поставлять нефть по БТД: компания является самым крупным акционером (25%). SOCAR зарабатывает и на самой продаже нефти, фрахтуя танкеры в Джейхане. Собеседник "Ъ" также полагает, что, несмотря на наличие свободных мощностей БТД (из возможных 60 млн тонн нефти в 2013 году было прокачано около 35 млн тонн), SOCAR невыгодно увеличивать предложение в регионе, где она является основным продавцом качественной нефти. А поставки в Новороссийск не очень выгодны для компании: здесь ее легкая нефть смешивается с тяжелой из Дагестана и Поволжья до сорта Urals. Один из источников "Ъ" считает, что поставки SOCAR выгодны "Транснефти", так как "оптимистические планы по заполнению трубы Махачкала--Новороссийск могут не осуществиться из-за малых объемов туркменской нефти".
По оценке Константина Юминова из Raiffeisenbank, потеря 2 млн тонн может еще ухудшить ситуацию с перевалкой нефти в Новороссийском морском торговом порту (НМТП, подконтролен "Транснефти" и группе "Сумма"), которая упала в 2013 году на 12%, до 37,2 млн тонн в год. Но для порта, отмечает он, нефть — низкомаржинальный продукт, в отличие от нефтепродуктов, а в выручке НМТП перевалка азербайджанской нефти занимает менее 1%. В "Сумме" ситуацию не комментируют.