"Счетная палата выпускает много подобных докладов, но зачастую ничего не происходит"

Счетная палата обнаружила завышение стоимости строительства трассы "Москва—Санкт-Петербург". При этом госкомпания "Автодор" утверждает, что стоимость соответствует утвержденному проекту. Эксперты сомневаются, что доклад Счетной палаты станет основанием для серьезного разбирательства.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Стоимость трассы "Москва—Санкт-Петербург" завышена более чем на 6,5 млрд руб. К такому выводу пришли эксперты Счетной палаты. Речь идет об участке дороги в Тверской области — с 258-го по 334-й километр. Аудиторы выяснили, что затраты на него сильно расходятся с ценой, которую обозначили в ходе госэкспертизы. При этом никаких экономических оснований для подорожания не было. Исход этого дела целиком зависит от политической воли, отметил эксперт по вопросам госзакупок Константин Калмыков.

"Есть будет какая-то цель действительно разобраться в этом по закону, наказать виновных, то это будет произведено. В принципе, здесь есть некие основания, к чему можно прицепиться. С другой стороны, мы знаем, что Счетная палата очень много выпускает подобных докладов по разным объектам с различными суммами, но зачастую ничего не происходит после этого", — отметил Калмыков.

На эту информацию уже отреагировали в "Автодоре". Пресс-секретарь компании Екатерина Варенова заявила "Коммерсантъ FM", что расхождение в стоимости объясняется простой индексацией цен.

"Стоимость строительства участка в обход Вышнего Волочка полностью соответствует утвержденному проекту, который получил положительное заключение Главгосэкспертизы Российской Федерации и был согласован в установленном законодательством порядке. Разница, на которую указывает текст аналитического доклада, — сумма пересчета цен 2010 года на цены соответствующих лет реализации проекта. Это практика, которая используется в строительной отрасли, когда стоимость проекта индексируется на размер индексов-дефляторов, которые доводятся Минэкономразвития РФ", — пояснила Варенова.

Компания "Автодор" строит трассу "Москва—Санкт-Петербург" в партнерстве с частными инвесторами. По данным Счетной палаты, их доля составляет всего 2%. В самом "Автодоре" уверяют, что размер частного капитала в проекте превышает 10%.

Скоростная трасса Москва—Санкт-Петербург — одна из первых крупных дорог в России, проезд по которой будет платным. Общая протяженность автомагистрали составит около 700 км. На самых широких ее участках предполагается до десяти полос. Средняя стоимость проезда по трассе составит 2-2,5 руб. за километр. Ввод в эксплуатацию автодороги намечен на 2018 год. Существующее сейчас Ленинградское шоссе тогда перейдет в статус бесплатного дублера. Стоимость проекта составляет 150 млрд руб. Из-за строительства именно этой дороги в 2010 году по городу прокатилась целая волна митингов и акций протеста. Активисты различных общественных организаций выступали против вырубки под трассу Химкинского леса.

Упомянутый участок трассы "Москва—Санкт-Петербург" должен открыться уже следующим летом. Стоимость проезда по нему составит 3,65 руб. за километр.

Анастасия Ройзман

Вся лента