Благодаря Александру Легкову Россия завоевала первую лыжную медаль в Сочи
Последний раз сборная выигрывала медали в этой дисциплине на Играх в Калгари
Дмитрий Япаров, Александр Бессмертных, Александр Легков и Максим Вылегжанин открыли медальный счет сборной России по лыжным гонкам, выиграв серебро в самом захватывающем виде программы — эстафете 4х10 км. Эта награда стала первой для России в этой дисциплине с 1988 года, когда на Играх в Калгари наши также были в эстафете вторыми. Второй раз подряд олимпийскими чемпионами стали шведы, а ставшие третьими французы отличились в олимпийской эстафете впервые. ВАЛЕРИЯ МИРОНОВА — с подробностями из Сочи.
Никто из наших участников драмы под названием «мужская олимпийская эстафета» с закрученным по всем законам жанра сюжетом, когда до самого ее окончания не было понятно, чем же дело все-таки закончится, не посмеет опровергнуть утверждение, что главным действующим в ней лицом все-таки был не финишер Максим Вылегжанин, а бежавший на третьем коньковом этапе Александр Легков. Не счесть, сколько раз за свою более чем десятилетнюю карьеру в главной команде страны этот фантастически одаренный, но фатально невезучий лыжник проигрывал (то из-за сломанных в пылу борьбы палок, то из-за неумения правильно разложить силы по дистанции) там, где выигрывать был обязан. Да, в прошлом году он победил в престижной многодневке Tour de Ski. Да, был обладателем Кубка мира в общем зачете, выигрывал этапы, завоевывал медали разного достоинства на чемпионатах мира. Но ни одной по-настоящему грандиозной победы в его лыжной жизни прежде не случалось. И пусть формально Александр Легков опять не с золотом. Но, по сути, именно воскресенье, 16 февраля, стало днем его главного триумфа.
Последнюю в истории мужских олимпийских эстафетных гонок награду — серебряную — наш квартет завоевал в далеком 1988 году на Играх в канадском Калгари. С тех пор российские лыжники заезжали в призы только на чемпионатах мира. А олимпийскую эстафету в Ванкувере четыре года назад они откровенно завалили, закончив ее восьмыми. Александр Легков, уже тогда лидер нашей сборной, получив вдобавок удар по самолюбию в скиатлоне, в котором лидировал, но пришел к финишу четвертым, был в отчаянии и всерьез задумался о завершении спортивной карьеры. Но, в конце концов, получив добро от министра спорта Виталия Мутко, уехал на пару с товарищем по сборной России Ильей Черноусовым в Швейцарию. Там они и готовились под руководством бывшего лыжника Рете Бургмайстера и талантливого физиотерапевта Изабель Кнауте.
Дмитрий Япаров, стартер нашей команды, бег на первом из двух классических этапов олимпийской эстафеты начал резво. И даже шел первым вплоть до отметки 8,3 км, где его отставание от лидеров — шведа Ларса Нельсона и финна Сами Яухоярви — составило пока еще не критические 10 сек. Но потом Япаров начал проседать. И в момент передачи эстафеты Александру Бессмертных отставание между ним и шведско-финской парой лидеров составляло 27,3 сек. А это уже было опасно. Позже он скажет, что в происшедшем виновато не самочувствие, а структура лыж. Они, возможно, вобрали в себя грязь, из-за чего на последнем круге начали тормозить.
Александр Бессмертных, отобравшийся в эстафету по спортивному принципу на «пятнашке», тоже начал вроде бы неплохо. И к отсечке 6,6 км он, возглавлявший группу преследователей, до 19 сек. сократил было разрыв между собой и тройкой лидеров, уже четко к тому времени сформировавшейся в лице француза Мориса Манифика, шведа Даниэля Рикардссона и финна Ииво Нисканена.
Но потом крайне неприятная метаморфоза приключилась и с ним: россиянин прибыл на финиш с более чем 40-секундным отставанием. «Если бы я сидел в группе и не пытался беглецов догнать, отрыв к концу дистанции запросто мог стать и двухминутным,— объяснил Александр Бессмертных.— И что в таком случае делал бы Легков? Так что мне нужно было отработать на всю катушку. Но чех Лукаш Бауэр на втором круге пошел вперед, а я его темп не удержал. К слову, он тоже скоро провис. Лыжи ехали хорошо, а прострелы случались исключительно из-за усталости».
41,7 сек., отделявшей финско-шведский дуэт Юхан Ульссон—Лари Лехтонен от Александра Легкова на момент передачи ему эстафеты, было, казалось, не отыграть. А впереди маячили еще три нехилых бойца — француз, чех и итальянец. А болельщики знай себе кричат привычное: «Саня, давай!» И Саня дал… Со зверским выражением лица.
Впрочем, ровно за 5 км до финиша положение российской команды было еще с виду аховое. Легков отставал на 42 сек. с хвостиком, да вдобавок потихоньку подбирался к нему арьергард с норвежцем Мартином Суннбю на острие. Ульссон в этот момент уже сбежал от приставучего финна и всех остальных навсегда. А финн с каждым метром свои позиции сдавал. Тогда-то и стало очевидно, что вместе с ним борьбу за две оставшиеся медали ведут также француз, чех и россиянин. К отсечке 6,6 км Легков был от Ульссона уже в 34 сек., от Лехтонена — в 12, а от француза с чехом — в 9. Еще чуть-чуть приналег, и вот уже скушал чеха. А дальше, за 1,7 км до финиша, съел — не заметил француза и вышел на вторую позицию.
Под ликование сошедших в этот момент с ума болельщиков, среди которых были и президент с премьер-министром, Александр Легков сделал невероятное: сократил отставание нашей команды с 41 до 14,3 сек. и вытащил ее с шестого места на второе. Точно так, как это сделала накануне Шарлотт Калла, приведшая на последнем этапе сборную Швеции к победе.
«Я счастлив, что наконец у меня есть медаль Олимпиады. Елена Вяльбе знает, как заставить спортсменов быстро бегать,— заявил на финише Александр Легков, рассказывая о том, как на собрании президент ФЛГР накрутила ему перед эстафетой хвоста.— Наконец-то я доказал, что могу быть хорошим эстафетчиком. Хотя только в одной из множества эстафет я подвел команду — на чемпионате мира-2011 в Осло. Да и то потому, что стартовал после болезни. А сегодня мой этап был на сто процентов тактическим. Я не хотел дергаться, убегать, шел своим темпом. И хотя 41 сек. не отыгрывается, в Сочи оказалось возможным все. Вчера Елена Вяльбе сказала: “Стартуешь на третьем этапе, два круга бежишь со всеми, а на третьем убегаешь на 40 сек.”. Примерно так и получилось. А что касается классической пятнашки, я сам решил в ней не стартовать. Теперь жалею. А о том, что на трибунах Путин с Медведевым, я не знал. Зато знал другое: сегодняшняя эстафета — это огромная ответственность. И мне приятно, что бронзу получили французы. Уж лучше они, чем норвежцы. Они и без эстафеты в лыжах короли, и это знают все».
Максиму Вылегжанину, за которым давно закрепилась репутация сильного финишера, оставалось оформить наше серебро лишь формально. Но ему никак не удавалось отделаться от француза Ивана Перилья Буатье. Был даже момент, когда удмуртский лыжник пропустил наглеца вперед и всерьез заставил задуматься, а не превратится ли в бронзу наше выстраданное ценой нечеловеческих усилий Александра Легкова серебро? Но на последнем спуске все встало на свои места, а репутация Вылегжанина осталась неподмоченной.
Как выступили российские лыжницы
Удивительно напряженную и красивую эстафету 4х5км провели в 15 февраля на стадионе «Лаура» женщины-лыжницы. Усилиями своего финишера Шарлотты Калла олимпийскими чемпионками впервые с 1960 года стали шведки. Серебро и бронза достались командам Финляндии и Германии. Норвежки, выигравшие этот престижный вид соревнований в Ванкувере, на этот раз всю гонку продержались в тени и остались пятыми. Ну, а российская четверка Юлия Иванова, Ольга Кузюкова, Наталья Жукова проиграли победительницам более минуты и замкнули первую шестерку. Читайте подробнее