"Здесь не обойтись без внешних инвестиций"
директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк
— Почему так важно наращивать потребление стали?
— Существует общемировая эмпирическая закономерность, которая действует по крайней мере уже полвека. В странах, где валовой внутренний продукт на душу населения составляет $1 тыс.--$15 тыс., наблюдается пропорциональная зависимость между этим показателем и удельным потреблением стали. Иными словами, без увеличения потребления стали невозможно обеспечить устойчивый рост ВВП.
— Количество металла, используемого в стране — так называемого металлофонда,— снижается. Государство делает что-то для его пополнения?
— У нас никак не получается сфокусировать ресурсы на главных направлениях. Действия государства недостаточны и бессистемны. Например, с середины прошлого десятилетия начала резко увеличиваться доля металлофонда, изношенного на 100%. При этом для замены огромного объема отработанного металла необходимы сотни миллиардов долларов. Здесь не обойтись без серьезных капитальных инвестиций, как внешних, так и внутренних. Наверное, именно в этом направлении усилия государства пока что недостаточны.
— Какие конкретные шаги следует предпринять для этого?
— Нужно сосредоточить усилия на строительстве дорог, модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры, замене подвижного состава "Укрзализныци" и строительстве социального жилья. Однако в первую очередь следует улучшить инвестиционный климат страны.
— Что из этого необходимо сделать государству, а что — частному бизнесу?
— Исходный пункт — защита прав собственности и инвестиций. Это должно обеспечить государство. Различные сферы использования металлопродукции можно условно разделить на два типа. С одной стороны, это виды экономической деятельности, которые нацелены преимущественно на решение общеэкономических и социальных задач, таких как развитие инфраструктуры, модернизация ЖКХ. Здесь действия государства могут быть самыми разнообразными — от прямых инвестиций до различных решений в области регуляторной политики и использования механизмов государственно-частного партнерства.
Второе направление — развитие металлопотребляющих отраслей, например производства железнодорожного подвижного состава. Здесь вряд ли целесообразны прямые государственные вложения. Скорее государству следует создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в сектор через стимулирование потребительского спроса.
— Где можно найти необходимые для этого средства?
— Финансирование программ модернизации инфраструктуры возможно с привлечением частных инвесторов и банковского долгосрочного кредитования, например Европейским банком реконструкции и развития, так как исключительно бюджетное финансирование нигде не практикуется. Хронический дефицит бюджета серьезно ограничивает финансирование соответствующих программ. Их реализация возможна на условиях концессии, как в случае со строительством дорог. Или путем лизинга подвижного состава для "Укрзализныци", с обязательным привлечением средств частных инвесторов либо кредитов международных финансовых учреждений под государственные гарантии. Решение этих задач возможно также Украинским банком реконструкции и развития.