Пенсионный фонд прощается с молодостью
Правительству предложено признать его наконец органом исполнительной власти
Минтруд предложил правительству внести ясность с правовым статусом Пенсионного фонда РФ (ПФР). Пакет законопроектов и постановлений правительства, предложенный ведомством, должны полностью легализовать ПФР в структуре исполнительной власти. Де-факто сложившуюся за 20 лет форму существования фонда в качестве казенного предприятия предложено закрепить законом. Заодно предлагается легализовать право Белого дома и Минтруда управлять ПФР и зафиксировать утрату законодательной ветвью власти унаследованной от Верховного совета РСФСР чисто теоретической возможности соуправления с правительством пенсионной системой.
Из пакета законопроектов и постановлений правительства о правовом статусе Пенсионного фонда, подготовленного Минтрудом, следует, что ПФР должен быть однозначно вписан в вертикальную структуру органов исполнительной власти. Новый статус фонда предлагается закрепить в Бюджетном и Налоговом кодексах, а также в Гражданском кодексе и законах "Об обязательном пенсионном страховании", "О некоммерческих организациях". Отдельным постановлением правительства будет утвержден устав ПФР.
Этими документами Минтруд предлагает однозначно зафиксировать сложившуюся практику, по которой сфера деятельности ПФР находится исключительно в ведении правительства. Правительство теперь будет легально утверждать руководителя фонда по представлению уполномоченного федерального органа, контролирующего фонд. Сегодня такие функции исполняет Минтруд. Правительство будет утверждать устав ПФР, устанавливать правила формирования бюджета и рассматривать этот бюджет. Определение порядка хранения и инвестирования фонда также отнесены к компетенции Белого дома. Кроме того, правительство будет обеспечивать финансовую устойчивость фонда и определять порядок использования временно свободных средств. Отдельно в законопроектах указано, что субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР несет государство, а на имущество фонда и его бюджет не могут быть обращены никакие взыскания.
Значительная часть изменений касается фиксации вертикальной структуры самого ПФР. Его территориальные органы могут контролироваться исключительно центральной организацией, неподотчетной региональным властям. Федеральный офис ПФР получает права отменять любые решения территориальных пенсионных органов, если они не вписываются в общую пенсионную политику.
В настоящее время деятельность ПФР регулируется документами упраздненного в 1993 году Верховного совета РСФСР. Положение об этом ведомстве, как и само ведомство, утверждено в 1991 году постановлениями Верховного совета РСФСР — по этим документам руководство фонда должно формироваться Верховным советом и ему же отчитываться. Впрочем, сам по себе Верховный совет, напомним, не был в чистом виде органом законодательной власти, претендуя в том числе на полномочия исполнительной власти: в СССР отвергалась схема разделения властей. При этом все девяностые годы решать проблемы пенсионной реформы приходилось правительству — опасность темы не привела к публичному выяснению отношений с Госдумой, считающейся в большей части правопреемником Верховного совета. Права на контроль за назначение председателя ЦБ и контроль за деятельностью Счетной палаты Госдумой формализованы существенно сильнее.
Впрочем, в Минтруде в большей степени обеспокоены не гипотетическими проблемами подчинения различным ветвям власти, а противоречиями в организации бюджетного процесса. В Минтруде полагают, что после утверждения законопроектов на ПФР распространятся нормы законодательства РФ, регламентирующие деятельность государственных казенных учреждений. Обновленный правовой статус ПФР ведомство собирается использовать в качестве дополнительного аргумента в давней дискуссии с ФНС о правах администрирования страховых платежей. В проектах документов это право записано за ПФР.