Немного стали
Стране не хватает металлоемких проектов и производств
Украина потребляет меньше стали на душу населения, чем Россия и Турция. А показатели наиболее динамично развивающихся стран, таких как ОАЭ и Южная Корея, и вовсе кажутся недостижимыми. Эта проблема касается не только металлургов, но напрямую влияет на экономическое развитие страны. Без срочных мер по созданию спроса на сталь рассчитывать на экономический прорыв не приходится, отмечают эксперты.
Количество стали, потребляемой страной в год, является одним из основных индикаторов ее экономического развития. Рост показателя валового национального продукта находится в прямо пропорциональной зависимости от этой величины. "Потребление проката в Украине снижается на протяжении последних лет. В 2013 году этот показатель был ниже докризисного на 25%",— говорится в последнем отчете директора госпредприятия "Укрпромвнешэкспертиза" Владимира Власюка.
Проблемы со спросом
В докризисном 2007 году металлурги реализовали на внутреннем рынке 10,95 млн т проката. Однако в 2009 году этот объем уменьшился вдвое. "Потребление стали тесно связано с общим состоянием дел в экономике. Если замедляется развитие металлопотребляющих отраслей (прежде всего машиностроения и строительства) и уменьшаются возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов на приемлемых условиях, то, соответственно, и особых предпосылок для роста металлопотребления нет",— отмечает вице-президент Украинской ассоциации металлургических предприятий Сергей Грищенко. По данным "Укрпромвнешэкспертизы", объем выпуска машиностроительной продукции в 2013 году упал на треть, а объемы строительства — на четверть по сравнению с 2007 годом.
Хорошим стимулом для роста потребления послужило проведение в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу Евро-2012. Однако уже в 2012 году ситуация стала ухудшаться, и в прошлом году объем продаж упал до 7,38 млн т. После окончания чемпионата еще продолжалось завершение инфраструктурных проектов, но спрос со стороны строительного сектора оставался достаточно низким, объясняет руководитель аналитического отдела финансовой компании "Мастер Брок" Леонид Белозерский. По его словам, в посткризисный период спрос на металл сохранился на довольно высоком уровне только со стороны строителей торгово-развлекательных и в меньшей мере офисных центров. Строительство жилой недвижимости развивается очень слабо из-за падения покупательной способности населения и ужесточения кредитной политики банков.
Ситуация усугубляется еще и тем, что доля металлопродукции, продаваемой на внутреннем рынке, постоянно снижается. В 1994 году 55% украинской продукции уходило за рубеж, сейчас экспортируется 77,5% общего объема. В России, например, на внутреннем рынке в прошлом году было реализовано 41,2%. При этом, несмотря на переизбыток мощностей, ежегодно порядка 1,7 млн т проката в Украину импортируется. Причем доля импорта за последние десять лет выросла с 12% до 22%. Чаще всего ввозятся плоский прокат с покрытием и высокотехнологическая продукция из легированных и специальных марок стали.
Украинские металлурги могли бы расширить свой сбыт, если бы государство лучше защищало внутренний рынок, отмечает господин Грищенко. Правда, для этого им было бы необходимо инвестировать в создание таких производств в стране. Сегодня украинские заводы выпускают в основном низкокачественную продукцию с небольшой добавленной стоимостью. Четверть украинского экспорта (5,6 млн т из 23,1 млн т) приходится на полуфабрикаты. Как рассказывают в "Госвнешинформе", тонна сляба стоит всего $515, а тонна автомобильного листа — $1,1 тыс., железнодорожного полувагона — $2,8 тыс. Так что значительная часть добавленной стоимости сегодня формируется не в Украине.
По ту сторону забора
В отчете "Укрпромвнешэкспертизы" говорится, что потребление стали на душу населения в стране (166 кг) остается значительно меньшим, чем в России (340 кг) и Турции (407 кг). Первое место по уровню потребления стали на одного жителя в мире благодаря масштабным строительным проектам занимают ОАЭ (более 1,3 т), а за ними идет Южная Корея (1 т), где наблюдается бурное развитие промышленности.
Однако и в странах ближнего зарубежья, в отличие от Украины, потребление стали на одного жителя растет: за последние три года в РФ оно увеличилось на 13 кг, а в Турции — на 45 кг. "В России после кризиса отмечается восстановление потребления металлопродукции во всех секторах",— рассказывает Виктор Дроздов из "ВТБ Капитал". По оценкам Владимира Сергиевского из Barclays Capital, главным драйвером роста российского рынка стали является строительный бум, вызванный в том числе зимней Олимпиадой в Сочи.
В Украине часто говорят о российском рынке как о месте сбыта отечественной металлоемкой продукции. Однако, по мнению экспертов, здесь нужно учитывать то, что в будущем этот спрос будет снижаться. Россия последовательно проводит импортозамещающую политику, говорит господин Грищенко. Так, в 2014 году в стране вводятся дополнительные мощности по производству сортового проката. Причем российские металлурги решили строить эти мощности в связи с тем, что в последние несколько лет значительно снизили поставки стальной продукции из Украины, отмечает Ирина Тригуб-Кайнц из Райффайзенбанка. Сергей Грищенко объясняет, что чрезмерная зависимость от экспортных рынков приводит к нестабильной работе украинских металлургических заводов. Так, в январе общий спад производства превысил 12%, а на многих металлургических предприятиях выпуск продукции сократился на треть. Это связано с проблемами на мировых рынках металлопродукции — крупные трейдеры откладывают закупки из-за неопределенности с объемами потребления стали. В нынешних условиях украинские металлурги предпочли закрыть предприятия на внеплановые ремонты.
Будущее металла
Существенный рост внутреннего рынка металлопотребления возможен в том случае, если в стране будут реализованы целевые программы развития металлопотребляющих отраслей, говорит глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький. "Ничего нового по этому поводу не придумали с времен Великой депрессии в США. Наиболее эффективным способом для стимулирования потребления будет запуск ряда масштабных инфраструктурных проектов, а также стимулирование строительства жилья. Именно рынок жилья является ключевым сегментом в экономике США,— рассказывает Леонид Белозерский.— Стимулирование покупки жилья, которое проводится по всему миру, может быть успешно применено и в Украине, причем данный шаг подтолкнет развитие сопутствующих областей промышленности и сферы обслуживания, и главное — создаст рабочие места".
По данным "Укрпромвнешэкспертизы", у Украины есть целый ряд возможностей для оживления внутреннего рынка металлопродукции. Для того чтобы переломить тенденцию роста износа металлофонда, ежегодное потребление проката должно вырасти до 15 млн т, отмечают на госпредприятии. При таком оптимистическом сценарии полное обновление металлофонда произойдет только через 35 лет. Так, Украине в соответствии с европейскими стандартами необходимо реконструировать 150 тыс. км дорог, что создаст спрос на 30 млн т проката. Порядка 6,3 млн человек нуждаются в улучшении жилищных условий, что формирует потенциальный спрос на 130 млн кв. м жилья, а значит, и на 12 млн т проката. Для обновления подвижного состава "Укрзализныци" требуется на менее 5 млн т стали. Еще не менее 6,6 млн т металла необходимо для замены железнодорожного полотна. В случае модернизации жилищно-коммунального сектора спрос на прокат превысит 44 млн т. Оживление внутреннего производства сельхозтехники способно обеспечить сбыт еще 1 млн т, а оживление судостроительной отрасли обеспечит спрос на 5,75 млн т проката. При реализации всех указанных проектов годовое потребление проката вырастет на 8,5% и через десять лет достигнет 14 млн т. В противном случае износ металлофонда в стране достигнет катастрофического уровня.
Для того чтобы изменить ситуацию, государству необходимо сформировать приоритетные направления для инвестиций, привлечь частные вложения путем улучшения инвестклимата и предоставления госгарантий, а также учесть бюджетные инвестиции и предусмотреть субсидии для внутренних потребителей металлопроката, отмечается в рекомендациях "Укрпромвнешэкспертизы". При этом одним из ключевых условий финансирования программ является стимулирование спроса через лизинговые инструменты, концессионные схемы. "Опыт такого рода у металлургов тоже есть — вспомним, например, закон "Об экономическом эксперименте в ГМК", действовавший в 1999-2002 годах и позволивший, не побоюсь этих слов, вытащить нашу отрасль из ямы, в которой она очутилась в начале 1990-х годов",— говорит господин Грищенко.