Торговые сети признаны неисправимым злом
ФАС возобновляет боевые действия вокруг закона "О торговле"
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила вчера проект поправок к закону "О регулировании торговой деятельности", возобновляющий начатую несколько лет назад атаку на торговые сети. Проект дает ФАС не только почти неограниченную возможность вмешиваться в работу продовольственного ритейла, но и право наказывать поставщиков сетей, заключающих не устраивающие ФАС контракты. Идея "борьбы с сетями" впервые с 2008 года получила чисто идеологическое обоснование: любые сети, по мнению ФАС, аналогичны по силе монополистам.
Проект поправок к закону "О торговле" и КоАП РФ обнародован ФАС в уже подготовленном виде, хотя ведомство пока рассматривает общественное обсуждение только концепции проекта. Проект ФАС строится на трех предположениях: сети по своей природе, вне зависимости от размера, имеют непреодолимую без ФАС "рыночную силу"; почти любые практики работы сети — следствие принуждения с ее стороны; ФАС необходимо право вмешательства по крайней мере в работу продовольственных сетей вне зависимости от того, есть ли жалобы со стороны их контрагентов (см. подробнее "Онлайн"). Фактически сети — вне зависимости от размера — предполагается считать монополистами и применять к ним арсенал карающих мер закона о защите конкуренции. В пояснительной записке авторы законопроекта объясняют свою логику через понятие "рыночная власть" — абстрактный ресурс, которым, по их мнению, обладают торговцы и которого лишены производители, нуждающиеся на этом основании в защите.
В тексте закона ФАС фактически возвращает дискуссию о роли сетей в экономике в состояние 2008 года (см. историю вопроса на "Онлайн"). Однако сейчас у ведомства более агрессивная и наступательная позиция, чем предыдущие версии инициатив ведомства. В первую очередь ФАС настаивает на своей полицейской, а не правозащитной роли — санкции за нарушение регулирования в торговле, в частности, штрафы по КоАП РФ (до 5 млн руб.) могут налагаться без наличия жалобы на ритейлера со стороны его поставщика, предлагается изменить часть сроков давности по нарушениям. По сути, ФАС превращается в аналог прокуратуры на рынке продовольствия, следящей за соблюдением установленных ею же норм законности (в данном случае — конкурентности). При этом аргументация ФАС о "рыночной силе" применима не только к продовольственным, но и к любым ритейловым сетям (и, строго говоря, к любой цепочке дистрибуции любого товара), что грозит в будущем распространением нормы о сети как о заведомо доминирующей на рынке группе лиц с заведомо большей, чем у контрагента, "рыночной силой", и на другие рынки. Наконец, на этот раз ФАС, по сути, борется не только с сетями, но и с поставщиками: штрафы в КоАП РФ за ряд нарушений предусмотрены за заключение с сетью договора запрещенного вида или с запрещенными условиями.
Продовольственные сети, для которых предыдущий раунд борьбы с антимонопольной концепцией вмешательства в работу ритейла прошел в целом безболезненно, хотя и нервно, сейчас, очевидно, будут искать "технический компромисс" с ФАС — хотя, напомним, в 2008-2009 годах и в ритейле, и в правительстве обнаруживались открытые оппоненты идеям ведомства Игоря Артемьева. Представитель Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Владимир Русанов говорит, что законопроект готовился ФАС уже давно (один-два года) и носит "технический" характер. "Его смысл в том, чтобы ФАС могла делать выводы о нарушении или ненарушении закона ритейлерами, не дожидаясь жалобы поставщика,— отмечает господин Русанов.— Мы считаем эту меру преждевременной, поскольку только год как начал складываться опыт саморегулирования наших отношений с партнерами на основе кодекса добросовестных практик".
Отметим, в отличие от предыдущих раундов "войны с супермаркетами", сейчас инициатива ФАС не обусловлена даже формальным поводом. Вчера ведомство не комментировало собственный проект, пообещав представить пояснения сегодня; по словам представителей отраслевых союзов, на профильных совещаниях и обсуждениях в ведомствах, в частности, в Минэкономики, был представлен другой вариант законопроекта — не основанный на концепции непреодолимой без ФАС сверхъестественно великой "рыночной силы" сетей.
"Ъ" будет следить за развитием событий.