НЛМК подозревают в демпинге
Европейские металлурги просят ввести новые пошлины
Еврокомиссия (ЕК) может начать расследование в отношении демпинга со стороны российских экспортеров электротехнической стали. С этой инициативой выступил европейский стальной союз Eurofer. Это может стать очередным витком таможенных разбирательств России и Европы и лишить рынка основного экспортера этой стали в Европу — Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) Владимира Лисина.
Европейская ассоциация производителей стали Eurofer планирует обратиться в ЕК с заявлением о демпинге и субсидировании экспорта электротехнической стали из России, сообщило в пятницу Reuters со ссылкой на главу ассоциации Гордона Моффата. По его словам, дело находится «в продвинутой стадии» и заявление будет подано в течение года. В Eurofer и ЕК на запрос „Ъ“ о деталях предъявляемых претензий не ответили.
Основной производитель электротехнической стали в России (85% внутреннего рынка) — НЛМК Владимира Лисина, его мощности составляют 350 тыс. тонн трансформаторной и 380 тыс. тонн динамной стали в год (7% мирового производства). Также такую сталь выпускает «Северсталь» Алексея Мордашова (около 60 тыс. тонн в год). В «Северстали» не говорят, поставляет ли группа эту продукцию в Европу. НЛМК экспортирует около 80% электротехнической стали, в том числе в ЕС, в 2013 году компания произвела 517 тыс. тонн. Согласно данным НЛМК, продажи электротехнической стали приносят ему 5-6% консолидированной выручки, и по итогам 2013 года выручка сегмента может составить $550-670 млн (на основе оценки Sberbank Investment Research общей выручки в $11,15 млрд).
Один из источников „Ъ“ в отрасли оценивает поставки только трансформаторной стали НЛМК в ЕС в 60-100 тыс. тонн в год ($77-130 млн). Это незначительный объем на фоне общего импорта стали в ЕС (по данным Eurofer, в 2013 году он мог составить около 23 млн тонн). Объем рынка электротехнической стали ЕС ассоциация не раскрывает. Основным производителем этой продукции в Европе является германская ThyssenKrupp (выручка за 2012/13 финансовый год — €39,7 млрд, убыток — €1,5 млрд). Общие мощности компании в Европе — свыше 200 тыс. тонн в год, но эти заводы в Германии, Франции и Индии готовятся к продаже. В ThyssenKrupp на вопросы „Ъ“ не ответили.
В НЛМК заявили, что объем российских поставок в ЕС стабилен и базируется на долгосрочных партнерских отношениях с потребителями. Если начнется расследование ЕК, НЛМК готов «предоставить всю необходимую информацию, подтверждающую, что экспорт не основан на демпинге». Расследование в ЕК идет до 15 месяцев, при подтверждении демпинга импорт на пять лет облагается пошлинами, может быть ограничен уровень цен.
Это не первый случай антидемпинговых расследований в ЕС против России. Сейчас действуют антидемпинговые пошлины ЕС на металлургическую и химическую продукцию (например, на трубы составляют 24-28,7%). Российские трубники после введения этих пошлин в 2008 году сократили поставки в Европу практически до нуля, рассказывали источники „Ъ“ в отрасли. В декабре 2013 года Россия уведомила ЕС, что готова инициировать рассмотрение в суде при ВТО правомерность этих пошлин, рассчитанных по методике «энергокорректировок» (в ЕК считали, что стоимость российской продукции ниже из-за дешевых энергоресурсов). Комментируя заявление Eurofer, заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов сказал Reuters, что министерство «подчеркивает европейским коллегам необходимость отказа от протекционистской политики», отметив энергокорректировки как «дискриминирующие».
Олег Петропавловский из БКС считает, что при потере европейского рынка НЛМК будет нелегко перенаправить объемы из-за конкуренции с китайцами. Скорее всего, Eurofer станет обосновывать демпинг, апеллируя к «энергокорректировкам», полагает он. По мнению профессора ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Портанского, механизм «энергокорректировок» пока будет сохраняться: иск в ВТО Россия еще не подала. На консультации после подачи дается 60 дней, если согласия нет, то спор может занять несколько лет.