ВАСО-патриот
Новым руководителем воронежского авиазавода станет выходец из УАЗа
Генеральный директор ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) Виталий Зубарев, возглавляющий предприятие около пяти лет, в начале следующей неделе перейдет в руководство ООО «ОАК-Антонов». Как рассказали вчера „Ъ“ сразу несколько источников в ВАСО, новым топ-менеджером авиазавода станет вице-президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (холдинг, в который входит ВАСО) Сергей Юрасов. Эксперты характеризуют его как «опытного производственника», которому, возможно, предстоит руководить освоением в ВАСО серийного производства сразу двух новых моделей.
Сразу несколько источников, близких к руководству ВАСО и ОАК, вчера подтвердили „Ъ“ информацию об уходе с поста гендиректора воронежского авиазавода Виталия Зубарева. Официально его переход на новую должность — советника президента ОАО «ОАК» и заместителя генерального директора российско-украинского ООО «ОАК-Антонов» (отвечает за развитие производства самолетов типа Ан-148) — ожидается в начале следующей недели. До этого момента пресс-служба ОАК не комментирует грядущие кадровые изменения на одном из предприятий холдинга. Мобильный господина Зубарева вчера не отвечал.
Новым гендиректором ВАСО, скорее всего, станет Сергей Юрасов, который с 2012 года является вице-президентом ОАО «ОАК». Источник на воронежском авиазаводе отметил, что господин Юрасов уже полтора года «внимательно следит» за деятельностью ВАСО и «на предприятии его не считают чужим». Так, примерно год назад вице-президент по производству ОАО «ОАК» вместе с Виталием Зубаревым обращались к губернатору Воронежской области Алексею Гордееву с предложением создать на территории ВАСО авиастроительный технопарк. Как заявлялось, его резидентами могут стать не только инвесторы из авиаотрасли, но и любые представители субъектов малого и среднего бизнеса, научных и учебных заведений.
Сергей Юрасов родился в 1964 году. В 1988-м пришел на Горьковский автозавод (впоследствии ОАО «ГАЗ»), где до 2001-го проработал в должностях производственного мастера, старшего мастера, заместителя начальника цеха, начальника цеха, главного инженера. С 2001 до 2002 года — техдиректор на ростовском заводе «Конорд». В 2002 году вернулся в ОАО «ГАЗ», где до 2004 года проработал на должностях заместителя техдиректора, начальника сервисного центра ремонта и техобслуживания оборудования. С 2004 по 2012 годы работал в ОАО «УАЗ» техдиректором, а затем исполнительным директором. В мае 2006 года общим собранием акционеров избран членом совета директоров ОАО «УАЗ», с мая 2010-го — генеральный директор. С 2012 года — вице-президент по производству ОАО «ОАК».
Виталий Зубарев родился в 1962 году. В 1982-м начал работать на авиазаводе токарем, затем занимал должности инженера-конструктора, заместителя главного технолога, заместителя главного инженера, заместителя гендиректора — главного инженера. С конца 2008 года — гендиректор предприятия.
Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что ротация руководства предприятий ОАК происходит нередко и «прежде всего речь идет именно о ротации, а не о смене специалиста из-за его профнепригодности». «Господин Юрасов — опытный производственник. Если смотреть на соседний авиазавод в Ульяновске, его возглавляет Сергей Дементьев, который также пришел с УАЗа, — напомнил Олег Пантелеев. — Сейчас перед ВАСО стоит задача наращивать производство комплектующих по ряду программ как по номенклатуре, так и по количеству. Речь идет не только о поставках для “Суперджета”, но и для Ил-76ТД-90А, по которому ВАСО стало производителем пилонов и мотогондол. Предприятию необходимо развивать полномасштабный центр компетенции по мотогондолам. И, конечно, ключевая задача — развивать производство, чтобы значительно сократить трудоемкость и издержки при выпуске самолетов семейства Ан-148».
Отдельной задачей ВАСО, по мнению эксперта, будет являться освоение серийного производства новых типов самолетов: «Сейчас дискутируется вопрос о судьбе Ан-148Т, Ил-112. Если речь пойдет о запуске в производство новой машины, конечно, опыт Юрасова будет актуален».
Рассматривая новое назначение господина Зубарева, Олег Пантелеев отметил, что «именно сейчас по российско-украинским программам в авиастроении, и прежде всего по 148-й машине, ожидается некоторый прогресс». «“ОАК-Антонов” в нынешнем виде является компанией, выполняющей преимущественно координирующие функции, и наличие в ней экспертов, реально оценивающих состояние производственных площадок, возможности кооперации по наращиванию темпов выпуска самолетов, безусловный плюс», — добавил господин Пантелеев. Однако он обратил внимание на то, что взаимоотношения России и Украины «чрезмерно политизированы», и это порой крайне негативно влияет на ход различных самолетостроительных программ.
Почти все эксперты, опрошенные вчера „Ъ“, сошлись во мнении, что ряд структурных вопросов нужно решить практически любому предприятию ОАК. Связаны они с тем, что, с одной стороны, есть явный избыток площадей, отчуждение которых намечено с помощью создания технопарков. С другой — необходимо устранение диспропорции в кадровом составе. «Административно-управленческий штат раздут, а основных производственных рабочих решительно не хватает. Устранение этого перекоса также, очевидно, перспективная задача господина Юрасова», — отметил один из собеседников „Ъ“.