Яйца собирают друзей
Посвящение Карлу Фаберже в Вене
Выставка ювелирное искусство
В Вене открылась выставка, посвященная знаменитым придворным ювелирам России. Есть ли еще чем заняться ее посетителям, кроме как пересчитывать пасхальные яйца, разбирался специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.
Разговор о любой выставке, посвященной Карлу Фаберже, его родственникам, сотрудникам и заказчикам, начинается с пересчитывания яиц. Среди 160 экспонатов открывшейся в Вене экспозиции "Мир Фаберже" — четыре пасхальных яйца. Они происходят из коллекции Музеев Московского Кремля, чьи запасники наряду с собранием Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана составили основу экспозиции. Та делалась в спешке — на подготовку всего проекта ушло всего лишь полгода, что по музейным меркам можно считать рекордным результатом. Но все же и отреставрировать что-то успели, и каталог издали с золотым обрезом: знай наших!
Конечно, кремлевским музеям не привыкать показывать работы мастеров Фаберже и в России, и за рубежом, Но Вена — особый город для знатоков прикладного искусства. Поколения Габсбургов увлекались дорогими безделушками, местная Кунсткамера знаменита далеко за пределами Австрии, аукционные дома не знают, куда деваться от обилия колье и браслетов. Сильно удивить кого-нибудь ювелирным искусством в австрийской столице довольно трудно. Но "Миру Фаберже" это удалось.
Правда, одна из крупнейших венских газет опубликовала анонс выставки в разделе "Рынок антиквариата" — но что делать, раз у Фаберже устойчивый имидж магнита любых торгов? Кураторы борются с этим стереотипом разнообразием экспонатов. Показывают и мемориальные вещи императорской семьи — портреты правителей и их супруг, подарки, которыми они обменивались, необходимые мелочи типа украшенных бриллиантами папиросниц и печатей в виде маленьких гирь (такие любил будущий царь Александр III), а также раритеты вроде неба коронационного балдахина, которым украшали тронное место в Успенском соборе в 1896 году.
Есть и неожиданные даже экспонаты — вроде народных портретов, выполненных из поделочных и драгоценных камней. Публику не оторвать от витрины с возницей, везущим лед на запряженной в сани лошади. Обе фигурки (вся композиция размером 35х18х14 см) выполнены в технике объемной мозаики из цветных камней (кварц, лазурит, змеевик, нефрит, яшма), лед и снег — из молочно-белого кварца, а вожжи — из серебра 875-й пробы. Такого Фаберже в Вене ожидали немногие. Обилие мастеров, работавших порой и под своим именем в рамках большого лейбла, стало для зрителей открытием.
Выставку о Фаберже открыли в рамках российско-австрийских культурных обменов — проекта, начавшегося в прошлом году с показа работ из собрания Альбертины в Эрмитаже и возврата Россией библиотеки Эстерхази (а говорили, будто тема реституции неактуальна). Среди других музейных проектов — экспозиция, посвященная Михаилу Врубелю и абрамцевским мастерским, открытая сейчас в венском Доме художника, а также намеченная на осень выставка "Silver Age", рассказывающая о русском искусстве в Вене начала 1900-х годов.
При подписании меморандума о сезонах австрийцы говорили, что им интереснее всего современное искусство, а Михаил Швыдкой — что "для нас очень важно показать новую Россию". Формула новой страны выглядит на удивление старой: Серебряный век, Абрамцево, яйца Фаберже. Интересно, кто-нибудь думал, что возможно иначе?