Госдуме предложено «простить» КНДР
Россия спишет Северной Корее $10 млрд советского долга
Правительство России внесло в Госдуму законопроект о ратификации Соглашения между РФ и КНДР об урегулировании задолженности по советским кредитам. Согласно документу, из $11 млрд северокорейского долга Россия спишет $10 млрд, а оставшийся 1 млрд будет вложен в проекты на территории КНДР «в сфере здравоохранения, образования и энергетики».
Внесенное на ратификацию соглашение было подписано 17 сентября 2012 года и до октября 2013-го носило конфиденциальный характер (гриф «для служебного пользования» был снят приказом Минфина). Речь в соглашении идет о долгах Северной Кореи перед СССР, начавших накапливаться еще с середины ХХ века. Обслуживать их в связи с тяжелой экономической ситуацией КНДР прекратила еще в 1990 году. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, переговоры об урегулировании долга продолжались в общей сложности почти 20 лет.
В итоге стороны договорились пересчитать выраженную в советских рублях задолженность в доллары США по официальному курсу Госбанка СССР (0,6 руб. за $1). К полученной после этой операции сумме в $10,96 млрд была применена скидка в размере 90%. Остаток долга в $1,09 млрд будет погашаться в течение 20 лет равными полугодовыми платежами — путем зачисления этих денег на беспроцентный счет Внешэкономбанка в Банке внешней торговли КНДР. Однако и эти деньги бюджету РФ не достанутся. Как поясняет правительство, в соответствии с соглашением они будут использованы «для финансирования на территории Северной Кореи проектов в сфере здравоохранения, образования и энергетики».
Белый дом утверждает, что урегулирование северокорейской задолженности решит сразу три задачи. Во-первых, снимается проблема, «длительное время являющаяся “раздражителем” в российско-северокорейских отношениях». Во-вторых, Россия получает возможность влиять «на социально-экономическое развитие КНДР через реализацию проектов в здравоохранении, образовании и энергетике, поскольку решение об их финансировании принимает российская сторона». В-третьих, в случае необходимости, благодаря наличию достаточно крупных долговых требований Россия сможет принять участие в многосторонних переговорах об урегулировании северокорейской задолженности в рамках Парижского клуба кредиторов и влиять на условия ее погашения, в том числе в интересах КНДР.
Как ранее пояснял замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, схема урегулирования долга КНДР вписывается в официальную стратегию РФ в сфере содействия международному развитию. По его словам, условия урегулирования долга представляют собой «классические соглашения, связанные с наследством бывшего Советского Союза и условиями присоединения России к Парижскому клубу в качестве кредитора». Примененный здесь принцип — «долг в обмен на помощь».
Отметим, что для упрощения подсчетов стороны применили уже давно не имеющий ничего общего с реальностью курс 0,6 руб. за $1 и поэтому выраженная в долларах задолженность по долгу выглядят столь внушительной. Таким образом, и примененный размер скидки в 90% также является весьма условной величиной. Очевидная главная цель соглашения — вовлечь КНДР в международные проекты российских госкомпаний. До сих пор экономические связи между двумя странами были минимальными. По данным таможенной статистики, Северная Корея занимает 124-е место в перечне внешнеторговых партнеров РФ (взаимный оборот в 2012 году — $76 млн). Размер инвестиций России в КНДР в последние годы не превышал $2 млн в год. Однако, в 2013 году ОАО РЖД завершило свой крупный северо-корейский проект — реконструкцию железной дороги Хасан—Раджин (является частью плана по созданию транспортного коридора, соединяющего север и юг Корейского полуострова — с выходом на Транссибирскую магистраль). Кроме того, существует проект передачи электроэнергии из России в Республику Корея через территорию КНДР. Похожий проект о строительстве газопровода и транспортировке газа через КНДР давно прорабатывает и «Газпром».