Заключенным шьют большое дело
ФСИН создает собственный торговый дом
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) приступила к масштабной реформе сферы производства и реализации своих товаров. 1 июля 2014 года ведомство планирует создать торговый дом — федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), которое будет участвовать в конкурсах на производство продукции, заключать контракты с предпринимателями и распределять заказы по учреждениям. Таким образом ведомство хочет выдавить из сферы производства посредников, на счетах которых, по оценкам экспертов, оседает существенная часть прибыли учреждений ФСИН.
О необходимости создать единую торговую площадку при ФСИН говорили несколько последних лет, но приступить к реализации идеи решили лишь полгода назад. Ведомство не устраивает децентрализованность существующей системы размещения заказов на производство продукции, ее продвижения и реализации.
В системе ФСИН функционирует более 1 тыс. предприятий при исправительных учреждениях и 24 ведомственных ФГУПа. Они производят до 100 тыс. наименований продукции — от пошива формы для МВД, МЧС и Минобороны, литья дорожных люков и производства бордюрного камня до продажи древесины и угля. Тем не менее из более 600 тыс. заключенных в российских колониях работой обеспечены лишь около 200 тыс. человек. Причина тому — несколько факторов. Например, в ряде регионов, в частности тех, которые граничат с Китаем, местные производства не выдерживают конкуренции с более дешевой продукцией, ввозимой из-за рубежа. На северных отдаленных территориях, в свою очередь, сложно организовать прибыльное производство из-за высоких транспортных расходов. Тем не менее в 2013 году ведомственные предприятия произвели продукции на 32 млрд руб.
Торговый дом, как заявил вчера глава финансово-экономического управления ФСИН Олег Коршунов, будет учрежден 1 июля 2014 года в статусе ФГУПа, которое по закону сможет заниматься коммерческой деятельностью, рассчитывать на банковские гарантии и распределять заказы по колониям. Головной офис будет располагаться в Москве, его филиалы — в федеральных округах. Первый крупный контракт, скорее всего, будет заключен с МВД: предприятия ФСИН, по словам Олега Коршунова, рассчитывают получить прямой заказ на пошив формы для полицейских.
В конце минувшей недели ФСИН и Сбербанк заключили соглашение о сотрудничестве, которое помимо предоставления банковских гарантий предполагает при необходимости кредитование новых производств. В Сбербанке "Ъ" заявили, что пока заявок на кредиты от ФСИН не поступало. В ФСИН "Ъ", в свою очередь, отметили, что кредиты, возможно, и не понадобятся вовсе.
Сейчас предприятия ФСИН не могут самостоятельно участвовать в тендерах на производство продукции: закон "О контрактной системе" ограничивает права федеральных казенных учреждений. Это привело к развитию рынка частных посредников, которые, выигрывая тендеры на исполнение госзаказа, размещают заказы в колониях. "Естественно, частные фирмы зачастую связаны с руководителями колоний или управлений ФСИН",— отмечает руководитель правозащитного проекта "Гулагу.нет" Владимир Осечкин.
Сколько бюджетных денег оседает на счетах фирм-посредников, в ФСИН ответить не смогли, но при этом признают наличие проблем. "Когда речь заходит о прямом сотрудничестве между администрацией колонии и предпринимателями, коррупционные риски велики",— пояснил господин Коршунов. "С созданием торгового дома мы сможем сотрудничать напрямую с заказчиками, без посредников в виде многочисленных частных структур, которые, к примеру, брали заказ в МВД на пошив формы и приходили в колонии",— добавил он.
"С одной стороны, хорошо, что финансовые потоки и торговлю будут контролировать в центральном аппарате, а не на местах, где высокий уровень коррупции,— считает Владимир Осечкин.— С другой стороны, руководители колоний окончательно потеряют стимул к развитию производств и увеличению количества рабочих мест, поскольку деньги к ним все равно не вернутся".
Экономист Антон Табах допускает, что торговый дом ФСИН вполне способен стать конкурентоспособным игроком на рынке. Эксперт поясняет: колониям не нужно тратить деньги на аренду помещений, у заключенных низкий средний заработок (по словам Олега Коршунова, в основном на уровне МРОТ — 5450 руб.) — все это формирует низкую себестоимость товаров. Но вместе с тем нерешенным остается вопрос соблюдения прав человека в колониях. "Проследить соблюдение Трудового кодекса в исправительных учреждениях очень трудно",— говорит он.