Дивиденды "Транснефти" пустят в трубу
Нефтепровод для правительства важнее
"Транснефть" стала первой госкомпанией, которой правительство может разрешить не спешить с переходом к новой дивидендной политике. Одним из источников финансирования расширения нефтепровода Восточная Сибирь--Тихий океан (ВСТО) станут средства, которые госкомпания должна была выплатить в качестве дивидендов. "Транснефть" будет постепенно до 2020 года наращивать выплаты акционерам до 25% от чистой прибыли по МСФО, в то время как другие госкомпании могут перейти к этому уже в 2016 году.
Правительство одобрило инвестпрограмму "Транснефти" в объеме 1,99 трлн руб. до 2020 года, предполагающую расширение нефтепровода ВСТО до 80 млн тонн нефти в год, сообщил вчера глава компании Николай Токарев. По его словам, практически все предложения монополии были одобрены. "Транснефти" не придется брать заемные средства в Фонде национального благосостояния, тарифы на транспортировку нефти с 2015 года будут индексироваться на уровне 90% от инфляции до 2018 года и затем — на уровне 90-100% от инфляции. Идея "Транснефти" поднять тариф на транспортировку нефти в премиальном восточном направлении отложена на неопределенный срок: это может быть введено в том или ином варианте в течение десяти лет. Кроме того, по словам господина Токарева, одним из источников финансирования инвестпрограммы компании станет новая "дивидендная стратегия".
Под этой особой стратегией понимается решение правительства позволить "Транснефти" постепенно перейти к выплатам от прибыли по МСФО, пояснил вчера министр энергетики Александр Новак. Он отметил, что на новые стандарты монополия окончательно перейдет только к 2020 году, пока этот вопрос дорабатывается в Минэкономики и Минфине для того, "чтобы не было ущерба по тем цифрам, которые заложены в бюджет". Сами министерства вчера не смогли ответить на вопрос, за счет чего будут возмещены потери бюджета в том случае, если "Транснефть" начнет выплачивать дивиденды в размере 25% от чистой прибыли МСФО не с 2016 года, как это предусмотрено правительством, а только с 2020 года. Кроме того, пока остается неясной и сама схема выплат.
"Транснефть" уже не раз говорила о том, что не готова одномоментно перейти к выплатам дивидендов по новым стандартам. Еще осенью Николай Токарев заявлял, что раньше 2015-2016 годов осуществить это "нереально". Но Минфин намеревался учитывать в долгосрочных бюджетных проектах дивиденды госкомпаний в размере 25% от чистой прибыли по МСФО уже начиная с 2016 года. Но после того как "Транснефть" получила задание расширить магистральный нефтепровод Восточная Сибирь--Тихий океан (ВСТО) до 80 млн тонн нефти к 2020 году, изменение долгосрочной дивидендной политики стало рассматриваться как вариант финансирования инвестпрограммы, пояснил вчера "Ъ" источник, знакомый с ситуацией. О готовности платить акционерам по новой схеме уже заявлял ряд компаний, в том числе "Роснефть" и "РусГидро".
По итогам 2013 года "Транснефть" планирует сохранить текущие принципы расчета дивидендов. В 2012 году монополия направила на дивиденды 4,865 млрд руб. (46% от прибыли по РСБУ), из них 36% на обыкновенные акции (3,8 млрд руб.) и 10% (1,065 млрд руб.) на привилегированные. Доходность акций компании в 2012 году составила 0,8%, что явилось, по оценке Ивана Хромушина из Газпромбанка, самым низким значением среди крупных российских компаний нефтегазового сектора. По его расчетам, при выплате 25% чистой прибыли по МСФО размер дивидендов компании увеличился бы почти в десять раз — до 45 млрд руб. При этом он отмечает, что источником формирования доходов "Транснефти" служат регулируемые тарифы, в связи с чем динамика чистой прибыли остается достаточно стабильной.