Промышленность стартовала с падения
Объемы производства в январе снизились на 5%
Экономический кризис усиливается. После краткосрочной стабилизации в конце прошлого года в январе вновь углубилось падение промышленного производства — объемы производства уменьшились на 5%. Ситуацию не улучшило ни начавшееся медленное снижение цены импортного газа, ни обещание России открыть свои рынки для украинской продукции. Эксперты ожидают, что высокие темпы падения продлятся как минимум до марта.
Надежды правительства на экономический подъем в 2014 году пока не подтверждаются первыми статистическими данными. По данным Госстата, спад промышленного производства в январе составил 5% к январю прошлого года. Это значительно выше, чем месяцем ранее (-0,5%) или в январе 2013 года (-3,2%). Такое падение частично может быть объяснено тем, что рабочих дней в прошлом месяце было на два дня меньше, чем в январе 2013 года.
Ухудшилась ситуация в перерабатывающей промышленности: если в декабре ее спад составлял 3,5%, то в январе — уже 9,4%. В первую очередь это связано с кризисом в металлургии — если темпы спада в отрасли в декабре были минимальными (-0,9%), то теперь они усугубились до 10,1%. Это снижение было ожидаемым, ведь еще в конце 2013 года металлурги безуспешно ждали восстановления мирового спроса на металл, заполняя склады (см. "Ъ" от 20 января). "Ситуация достаточно неординарна — ММК им. Ильича и "АрселорМиттал Кривой Рог" в январе сократили свое производство на 10-30%. Скорее всего, подобная ситуация будет зафиксирована и по итогам февраля. И лишь в марте можно надеяться на небольшое оживление, связанное с восстановлением мирового спроса. Однако не следует ожидать, что это восстановление будет значительным",— прогнозирует аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.
Не менее резким оказался спад в машиностроении — за месяц он углубился с 9,7% до 22,9%. "В январе выпуск железнодорожных вагонов сократился в три раза год к году — до 500 шт., при этом их поставки в Россию занимают 80%. Низкий спрос связан как с проблемами с их сертификацией в России, так и с ухудшающейся репутацией — частые аварии не способствуют высокому интересу к такой продукции",— объяснил начальник аналитического департамента ИК "АРТ-Капитал" Игорь Путилин. По его словам, хотя доля машиностроения в структуре промышленности вдвое ниже, чем металлургии, резкое падение привело к тому, что влияние машиностроения на общее углубление спада оказалось даже выше.
Снижение цены импортного газа пока не помогло химической промышленности — спад в отрасли углубился с 3,4% до 8,3%. "Несмотря на решение правительства о снижении цены газа для предприятий, "Нафтогаз" будет уменьшать тарифы поэтапно в течение года — им ведь надо распродать имеющиеся запасы, закупленные по прежним ценам. В такой ситуации отрасль сможет полной мерой оценить эффект от снижения цены не ранее сентября",— объяснил президент "Украгрохимхолдинга" Сергей Лисковский. Значительно меньшим оказался спад в пищевой промышленности — после 2,4% он составил 3,2%. Ранее эксперты ожидали роста в отрасли после восстановления поставок в РФ. Отсутствие прогресса в этом направлении уже привело к закрытию мощностей, в частности фабрики Roshen в Мариуполе (см. стр. 7).
Рост производства демонстрируют лишь несколько отраслей: его темпы в добывающей промышленности замедлились с 7% до 0,7%, а в производстве кокса и продуктов нефтепереработки после спада в декабре на 4,8% в январе фиксируется рост на 10,5%.
Такой спад промышленного производства в начале года ставит под вопрос ожидаемый в этом году рост ВВП. Тем более что сельское хозяйство, обеспечившее прирост ВВП в конце прошлого года, уже не будет локомотивом развития. Если в декабре минувшего года рост в отрасли составил 45,4%, то в январе — всего 6%. Усугубилось падение в строительстве — с 16,1% до 16,4%. "Учитывая спад промышленного производства в январе 2013 года, эффект базы сравнения должен был обеспечить позитивный показатель прошлого месяца. Поэтому такая январская статистика является очень тревожным сигналом, свидетельствующим, что восстановления экономики в 2014 году может и не быть",— отмечает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.