"Количество людей, которые обращаются за медицинской помощью, исчисляется сотнями"
В ходе беспорядков в Киеве погибли 18 человек, из них семь сотрудников милиции. Об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на Минздрав Украины. Главный редактор газеты "Коммерсантъ-Украина" Валерий Калныш побеседовал о происходящем с ведущими Дарьей Полыгаевой и Олегом Богдановым.
В центре Киева продолжаются беспорядки, несколько зданий охвачено пожаром. Причиной новых столкновений стал отказ Верховной рады вернуть парламентско-президентскую форму правления. Ночью состоялась встреча Виктора Януковича и оппозиции. Однако стороны так и не смогли договориться.
Д.П.: Скажите, что происходило этой ночью в Киеве?
В.К.: Так сразу и не скажешь. На самом деле, произошло несколько таких важных событий. Первое — оппозиция фактически лишилась своего штаба. Он располагался в Доме профсоюзов, и Дом профсоюзов выгорел полностью. Это огромное здание в центре Киева, в центре Майдана. В этом здании, когда оно уже вовсю пылало, как позже сообщила киевская администрация, было спасено 30 человек из пожара. Поэтому сгорело все.
Там, в частности, был пресс-центр, комнаты отдельных политических партий. Но здание — это не самая большая потеря. Практически всю ночь с перерывами, может быть, минут на 15-20 шло противостояние с "Беркутом". Причем "Беркут" находился в гораздо более выигрышном положении, поскольку ко вчерашнему вечеру силовикам удалось загнать сторонников Майдана на те позиции, на которых они находились 11 декабря. Граница проходила по Дому профсоюзов, по улице Институтской, всю ночь. И сейчас это продолжается. По периметру жгутся костры. Цель одна — не для того, чтобы согреться, а для того, чтобы помешать штурму Майдана. И на помощь митингующим пришел ветер. Дым, который поднимается от костров, — а они сложены из дров, из автомобильных покрышек, — идет в сторону "Беркута", и таким образом мешает разогнать акцию.
Д.П.: Валерий, сообщается о погибших. Сколько человек все-таки погибло. И сообщается, в том числе, об огнестрельных ранениях. Кто применял оружие в этой ситуации?
В.К.: Применяли оружие с двух сторон. И здесь лукавить не надо. 18 человек — это последние официальные данные, которые передает Министерство здравоохранения и Министерство внутренних дел. Семь силовиков. За все время из числа силовиков за медицинской помощью обратилось 300 человек. Те семь человек — это, в основном, бойцы внутренних войск, срочники, молодые ребята, которым по 18-20 лет. Насколько я знаю, там нет ни одного представителя "Беркута", который применяет силу по отношению к митингующим. Несколько госпиталей появилось в Киеве за буквально последние сутки. Это и в Доме офицеров, и в Михайловском соборе, и в отеле "Казацкий", который находится на Майдане. И число людей, которые обращаются за медицинской помощью, исчисляется сотнями.
О.Б.: Во вторник было сообщение, что дороги к Киеву заблокированы, нельзя ни выехать, ни въехать в город. Эта информация подтверждается? Что в этом отношении происходит?
В.К.: Из этих семи человек, которые погибли со стороны правоохранительных органов, это два сотрудника ГАИ. То, что подъезды в Киеве блокируются, это соответствует действительности. И введена не только внешняя блокада. Например, ночью начала появляться информация о том, что якобы аэропорт "Борисполь" прекратил принимать самолеты.
О.Б.: Нельзя ни въехать, ни улететь, вообще никаким транспортом из Киева, люди фактически заблокированы в городе?
В.К.: Да, но улететь, насколько я понял, все-таки можно уже.
О.Б.: Самолет президента, говорили, улетел. Это то, о чем сообщалось, я не знаю, насколько достоверно. "Утки" какие-то, да?
В.К.: Нет, про вылет президента — это фейк. Надо понимать, что появлялось очень много непроверенной информации. Например, последняя из таких громких новостей, что в районе трех часов ночи якобы двух активистов Майдана поймали так называемые "титушки", публично расстреляли, и один из них умер. Позже эта информация была опровергнута, хотя "титушки" действительно были в районе Михайловского собора.
О.Б.: А как определить? "Титушки" — это русские, я так понимаю? Или кто это такие?
Д.П.: Нет, провокаторов так называют.
В.К.: Нет, нет, нет, титушки — это молодые люди спортивного вида.
О.Б.: Так они могут и со Львова приехать спортивного вида. Как их определить, знаки различия есть какие-то?
В.К.: У них есть различие: у них на куртках находятся повязки.
О.Б.: А, понятно.
В.К.: В основном, это как в не очень благополучных районах или в очень благополучных появляются "гопники". И по лицу, и по интонации, и по манере общения, и по количеству людей, передвигающихся в группе, по спортивном курткам, натянутым капюшонам их можно вычислить.
О.Б.: Как у нас говорят "пацаны" такие, да?
В.К.: Да, такие конкретные, четкие пацанчики.
Д.П.: Сегодня ночью проходили переговоры оппозиции и Януковича, ни к чему не пришли. Известно и с чем оппозиционеры шли к Януковичу, и какие предложения выдвигал Янукович? Он выступил с заявлениями после переговоров.
В.К.: Да, было обращение. Я общался с лидерами оппозиции сразу после того, как переговоры закончились, они были очень разочарованы. Арсений Яценюк — это лидер фракции "Батькивщина" — заявил, если совсем утрировать, что "Янукович предложил нам просто сдаться".
Виктор Янукович предлагал оппозиции откреститься от радикальных действий. Он предлагал, чтобы они сказали Майдану расходиться, что не надо применять силу и нужно фактически прекратить всякую протестную деятельность. Естественно, оппозицию это не устроило. Отмечу, что это были первые переговоры, в которых принимало участие сразу три лидера. Олег Тягныбок впервые присоединился к группе переговорщиков.
Виктор Янукович дал понять, что он — опять же, по словам Яценюка, — готов к разгону Майдана. Это, правда, несколько противоречит содержанию самого заявления, которое появилось на сайте президента, где он говорит о том, что он не является сторонником силового варианта, что у него есть советники, которые предлагают ему подобный вариант, но он не разделяет такого подхода.
Но переговоры продлятся сегодня. Возможно, будет достигнут какой-то результат, хотя сейчас в него крайне мало верится, потому что исходные позиции не совпадают: оппозиция хочет отставки президента, перевыборов парламента, возвращения Конституции 2004 года. Виктор Янукович этого не хочет и требует, чтобы Майдан прекратил существование сам по себе.