Рекорд расстреляли из четырех винтовок
Уле Эйнар Бьорндален стал самым титулованным олимпийцем в истории
Биатлон
Смешанная эстафета, как и большинство предыдущих соревнований олимпийской программы, не принесла славы сборной России. Провалив женскую часть гонки, а затем заработав из-за неудачной стрельбы Евгения Гараничева штрафной круг, россияне стали в итоге лишь пятыми. А Уле Эйнара Бьорндалена, ключевого участника золотого норвежского квартета, она сделала самым титулованным спортсменом в истории зимних Олимпиад. С подробностями — корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ДОСПЕХОВ.
Вообще-то смешанная эстафета, как и любая другая эстафета,— это вроде бы по определению российский жанр в биатлоне. Ну, мало у кого есть полноценные, исключительно из элитных спортсменов, четверки. Мало где биатлон культивируется так, чтобы их набрать. Но перед этой эстафетой было понятно, что шанс сборной России, провалившейся с треском в большинстве предыдущих гонок, невелик. Было понятно, что он будет реализован только в том случае, если хорошо выступит женская половина. Она, состоящая из травмированной Ольги Зайцевой и простуженной Ольги Вилухиной, несмотря на свои болячки все равно безальтернативных (остальные еще хуже), представлялась слабыми звеном.
Им надо было выступить хорошо, за пределом возможностей. Нет — не создать отрыв: мечты об отрыве выглядели совсем уж несбыточными. Им надо было постараться не отпустить далеко куда более быстроногих соперниц. Не вышло.
Зайцева, которой заморозили перед стартом болевшую ногу, сделала, наверное, действительно все, что могла. Но это "все, что могла" выглядело на самом деле скромно — позиция в хвосте топ-десятки. Наверное, все, что могла, сделала и Ольга Вилухина. Но опять же ее выступление никак нельзя было назвать прорывным. Вилухина приехала к дожидавшемуся очереди Евгению Гараничеву в минуте от лидеров — норвежской и чешской команд. А впереди нее еще были итальянцы, немцы, словаки, поляки, украинцы.
Надежда, впрочем, еще жила. Не на золото — оно, конечно, после утомительных, но скромных в смысле результата трудов Зайцевой и Вилухиной уплыло безвозвратно. Жила надежда на медаль — хотя бы бронзовую. Расстояние до нее было не таким уж гигантским. А мужскую часть "смешанки" у сборной России открывал ведь Гараничев. И все, конечно, помнили его прыть и в индивидуалке, в которой он завоевал бронзовую награду, и в масс-старте, где бежал быстрее быстрейших.
Гараничев начал в фирменном стиле, то есть бодро. Настолько бодро, что робкие надежды на медаль после первого рубежа превратились в надежды серьезные. Вот же они, соперники, в пределах видимости!
И забылось, что в принципе к Гараничеву некоторое время назад приклеился ярлык "неэстафетного" бойца — чересчур часто подводит партнеров плохой стрельбой. Он смотрелся бойцом — настоящим бойцом, которому по силам сотворить маленькое чудо. Надо только еще немножко потерпеть.
Этот обидный ярлык, эту засечку на репутации Гараничева невозможно было не выцепить из чуланов памяти, когда он занял позицию на стойке. Она обернулась четырьмя промахами — и штрафным кругом. Он отчего-то снова дрогнул.
А после этих ошибок Гараничева эстафета, если говорить о борьбе за призы, для сборной России завершилась. Антона Шипулина тренеры ставили на заключительный этап явно в расчете на его качества финишера, мастера спурта. Биться на финише ему, однако, было особенно не с кем. Те, с кем, предполагалось, он должен был биться за медали, к тому моменту, когда он на него прибыл, уже давным-давно поздравляли друг друга с успехом.
Главными счастливчиками были, естественно, норвежцы. Они ровно провели всю эстафету. И их женщины — опытная Тура Бергер и молоденькая, но удивительно спокойная Тирил Экхофф — не подвели. И Эмиль Хегле Свеннсен, чемпион масс-старта, не допустил ни единого сбоя на доверенном ему финальном этапе. Но, разумеется, норвежским героем в этот день был Уле Эйнар Бьорндален.
Он уходил на свой третий этап одновременно с крепким чехом Ярославом Соукупом. Однако благодаря пулеметной стрельбе и прекрасному темпу в какой-то момент смог убежать от прилипчивого конкурента. Убежать так резво, что задача Свеннсена облегчилась до предела: не допустить слишком уж явного срыва. По сути, все для того, чтобы он мог чувствовать себя уверенно, сделал 40-летний партнер. Интересно, кто-нибудь перед этой Олимпиадой мог подумать, что ископаемый динозавр современного спорта будет насколько полезен в Сочи Норвегии? Что выиграет для нее спринт и сцементирует смешанную эстафету, в которую по большому счету, если брать предолимпийские достижения, до своих российских подвигов просто не проходил?
После нее Уле Эйнар Бьорнадлен, этот не поддающийся расшифровке феномен, занял в истории Олимпиад совсем особенное место. Завоеванная им вчера золотая медаль была для Бьорндалена восьмой в карьере. Столько же — восемь — принес Норвегии в свое время лыжник Бьорн Дэли. Но у Дэли дюжина олимпийских наград в общей сложности, а у его соотечественника-биатлониста их после этой эстафеты дюжина чертова — тринадцать. И Дэли уже не суждено пополнить свою коллекцию, а вот у Бьорндалена есть гонка в резерве. Биатлонная программа сочинской Олимпиады пока не исчерпана. Впереди в ней еще две эстафеты — женская и мужская, в которой Бьорндален, несомненно, опять будет незаменимым норвежским звеном. И отнюдь не по тем причинам, по которым в среду незаменимыми российскими звеньями оказались больные Зайцева с Вилухиной и "неэстафетный" Гараничев.
Смешанная эстафета 2х6 км + 2х7,5 км
1. Норвегия (Тирил Экхофф, Тура Бергер, Уле Эйнар Бьорндален, Эмиль Хегле Свеннсен) — 1:09.17,0 (0 штрафных кругов + 2 дополнительных патрона). 2. Чехия (Вероника Виткова, Габриэла Соукалова, Ярослав Соукуп, Ондржей Моравец) — отставание 32,6 (0+7). 3. Италия (Доротея Вирер, Карин Оберхофер, Доминик Виндиш, Лукас Хофер) — 58,2 (0+6)... 5. Россия (Ольга Зайцева, Ольга Вилухина, Евгений Гараничев, Антон Шипулин) — 1.47,4 (1+8).