"Держать оборону до последнего активиста"
Майдан готовится к новому противостоянию
После вчерашнего пожара в Доме профсоюзов, где размещался Штаб национального сопротивления, участники протеста целый день восстанавливали жизнедеятельность своего городка. Взамен утраченного здания активисты захватили Главпочтамт и Национальную музыкальную академию, а также вернулись в здание Киевской городской государственной администрации (КГГА), где они намерены держать оборону "до последнего протестующего". За приготовлениями к новым столкновениям наблюдали корреспонденты "Ъ" АЛЕКСАНДР РАДЧУК и ВЯЧЕСЛАВ ХРИПУН.
К вчерашнему утру участники акций на майдане Незалежности потеряли контроль над значительной частью территории протеста. Накануне отряды милиции заняли улицу Институтскую, Октябрьский дворец, Украинский дом и Европейскую площадь (см. вчерашний "Ъ"). Новая линия противостояния пролегла возле Дома профсоюзов. В результате пожара большинство этажей полностью выгорели, но здание продолжало сильно дымить.
Представители милиции обнародовали заявление, в котором возложили ответственность за поджог Дома профсоюзов на активистов радикального объединения "Правый сектор", которые занимали там пятый этаж. "В МВД считают, что причиной возгорания могли стать попытки злоумышленников скрыть следы противоправной деятельности и наличие в здании оружия и взрывчатки, поэтому ответственность за это лежит на активистах "Правого сектора"",— говорилось в сообщении управления по связям с общественностью МВД.
Очевидцы событий опровергли информацию МВД, обвинив в поджоге бойцов спецподразделения "Беркут". "Я не знаю, как "Беркут" сумел проникнуть внутрь здания, однако видел, как они начали бросать коктейли Молотова на втором этаже, поджигая помещение изнутри",— рассказал "Ъ" боец "Правого сектора", покидавший Дом профсоюзов одним из последних.
Следует отметить, что Дом профсоюзов в течение двух с половиной месяцев служил базой митингующих на майдане Незалежности (см. "Ъ" от 2 декабря 2013 года). Там размещался Штаб национального сопротивления, заседал совет всеукраинской организации "Майдан". На первом этаже круглосуточно работала кухня, на втором — пресс-центр, на третьем были расположены центральный пункт медицинской помощи и склад медикаментов. В актовом зале заседала Народная рада. В коридорах здания спали сотни активистов и бойцов самообороны.
Несмотря на неработающее метро и блокаду центра города постами ГАИ, восстанавливать Майдан собрались тысячи людей. Большинство собирало тротуарную плитку, а также готовило бутылки с зажигательной смесью. Другие выносили из Дома профсоюзов уцелевшие вещи. "Внутри здания находиться опасно — несколько кабинетов еще горят, а между третьим и четвертым этажами нарушено перекрытие",— рассказал "Ъ" волонтер.
Ко второй половине дня активистам удалось возобновить деятельность всех главных служб. Медицинскую часть вместе со складом медикаментов перенесли в Михайловский собор, а готовить еду стали на полевых кухнях. Представители "Правого сектора" заняли часть здания Главпочтамта. Кроме того, активисты договорились об аренде здания Национальной музыкальной академии, в котором разместили еще один медпункт. Корреспондент "Ъ" стал свидетелем того, как охранники беспрепятственно пропускали митингующих в здание Гостелерадио на углу улиц Крещатик и Прорезная.
Центром принятия решений стала сцена на майдане Незалежности. С нее народные депутаты, общественные деятели и командиры сотен самообороны координировали действия демонстрантов на баррикадах.
— Прошу волонтеров поднести щиты и коктейли Молотова нашим парням у баррикады со стороны консерватории,— командовал со сцены один из бойцов самообороны.
— А где здесь записываться в новые сотни? — громко обратился к нему мужчина средних лет, только что прибывший на Майдан.
— Возле сцены есть наш представитель, он формирует списки. Особенно нужны бывшие военные или отставные офицеры — не хватает командиров,— ответил ему боец.
Координационный центр расположился в здании Киевской городской государственной администрации (КГГА). Ночью отряды самообороны сумели отбить мэрию, в которой находились 30 бойцов спецподразделения "Беркут". "Политики к нам не приходили. Они где-то растворились. Как видите, мы тут сами все организовываем. Люди выбрали меня исполняющим обязанности коменданта здания",— рассказал "Ъ" лидер группы активистов Игорь Игнатенко. В колонном зале КГГА на втором этаже демонстранты разместили медицинский пункт и подготовили места для ночлега. На первом этаже восстановили работу кухни. "Будем держать оборону до последнего активиста. Без боев здание больше не сдадим. Его передача властям была откровенной глупостью",— заявил "Ъ" один из бойцов 14-й сотни самообороны Майдана.
Тем временем по другую сторону баррикад было спокойно. В Украинском доме, куда зашел корреспондент "Ъ", отдыхали бойцы внутренних войск (ВВ) и "Беркута", а прямо на улице недалеко от гостиницы "Днепр" работал пункт питания. Бойцы внутренних войск в закопченной униформе громко смеялись и обсуждали события предыдущих суток. "В меня вчера попала бутылка с зажигательной смесью, но успели потушить",— говорил боец ВВ, демонстрируя закопченную обувь и форменные брюки.
Его собеседники с трофейной битой в руках фотографировались на фоне сожженного вечером 18 февраля бронетранспортера. Полностью сгоревшую боевую машину ремонтники с помощью автомобиля "Урал" оттащили от баррикады на Майдане к Европейской площади. "Отморозки какие-то!" — ругались в адрес протестующих солдаты-ремонтники внутренних войск, пытаясь снять с боевой машины обгоревшее колесо. Солдаты ВВ, впечатленные столкновениями с демонстрантами, эмоционально делились с корреспондентом "Ъ" своими наблюдениями. "Что бы там ни говорили, но в нас вчера реально стреляли из огнестрельного оружия,— рассказал "Ъ" боец-контрактник ВВ из Кривого Рога.— У нас в подразделении двое раненых, в них стреляли из охотничьего ружья картечью".
Силовики выразили серьезную обеспокоенность информацией о захвате участниками протестов огнестрельного оружия в западных областях страны (см. стр. 1, 3) и отсутствием блокады Майдана со стороны Бессарабской площади.