Субсидиям определили маршрут
Челябинская область готова оплатить только половину убытков СПК
Вчера правительство Челябинской области утвердило планы по субсидированию социальных пригородных перевозок, сообщает пресс-служба региональных властей. Свердловская пригородная компания (СПК) по итогам 2014 года получит 100 млн рублей для погашения убытков, однако перевозчик требует увеличить сумму вдвое. Разрешить разногласия стороны намерены в суде.
Челябинский кабинет министров вчера утвердил размер субсидий на 2014 год для покрытия убытков ОАО «Свердловская пригородная компания». «В бюджете Челябинской области предусмотрено 100 млн рублей. Но фактически убытки будут возмещаться по результатам проверки Единым тарифным органом, который определит обоснованность расходов», цитирует пресс-служба председателя регионального правительства Сергея Комякова.
Однако министерству строительства и дорожного хозяйства региона до сих пор не удалось подписать договор с пригородной компанией, так как перевозчик считает данную сумму заниженной. «Мы планируем подписать договор со сроком действия до 31 декабря 2014 года, а не до 30 июня 2014 года, как настаивает компания. Так, убытки СПК в 2013 году, для сравнения, составили 106 млн рублей. На наш взгляд, никаких препятствий для заключения договора на целый год нет», — сообщил во время заседания министр строительства Виктор Тупикин. Более того, министерство намерено ускорить процесс подписания договора, обратившись в региональный арбитражный суд. Минстрой требует обязать СПК подписать документ о том, что разногласий по поводу размера субсидий между сторонами больше нет. Заседание по делу назначено на 19 марта.
В пресс-службе СПК отметили, что не готовы принять на себя заведомо убыточные условия деятельности. «Без учета всех обоснованных затрат, Единый тарифный орган по Челябинской области уже определил сумму выпадающих доходов в 149 млн руб. По расчетам ОАО „СПК” на 2014 год необходимо заложить порядка 218 млн рублей. Соответственно, субсидии в размере 100 млн рублей позволяет обеспечить пригородные перевозки только в течение шести месяцев», — настаивают в компании.
Отметим, что конфликт СПК с региональными властями продолжается четвертый год. Так, по итогам 2011 года правительство покрыло 46,3% убытков компании (82 млн рублей), в 2012 году уровень покрытия убытков составил 27,5%. Регион заложил в бюджете 100 млн рублей, посчитав требования СПК экономически необоснованными.
В течение года перевозчик из-за отсутствия финансирования отменил десять электричек. В 2013 году маршрутная сеть сократилась со 101 поезда до 63. В конце 2012 года из-за этого челябинское управление Федеральной антимонопольной службы признало компанию нарушителем закона о защите конкуренции и обязало заплатить штраф на сумму 6,2 млн рублей. В течение 2013 года перевозчик пытался отменить решение УФАС в арбитражном суде, однако суд признал действия УФАС правомерными.
Проблемы с возмещением убытков у СПК возникают и в других регионах присутствия. В результате, в Свердловской области сокращение количества маршрутов произошло в сентябре 2013 года и в январе 2014 года. В частности, прекратили работу четыре экспресса между центром Екатеринбурга и аэропортом Кольцово, две городских электрички, а также сократится количество вагонов в электричках до Ревды, Каменска-Уральского и Нижнего Тагила. В феврале 2014 года СПК добилась взыскания с правительства Курганской области 115,1 млн рублей убытков за 2011 год в региональном арбитражном суде.
Проблема субсидирования региональных железнодорожных перевозок поднималась 18 февраля на совещании российского министерства транспорта. «В отношении договоров между регионами и перевозчиками на транспортное обслуживание населения считаем целесообразным заключать договоры только на период и объемы, по которым субъекты Российской Федерации гарантированно обеспечат полную компенсацию выпадающих доходов перевозчиков», цитирует ИА «Прайм» заявление президента РЖД Владимира Якунина. По мнению аналитика компании «Альпари» Анны Кокоревой, из-за сокращения сети электричек в регионах уменьшается мобильность трудового населения, что особенно влияет на социальную ситуацию в моногородах.