Слежка на все случаи жизни

"Вне контроля?" во Франкфурте

Выставка\шпионаж

На выставке "Вне контроля?" есть как простые бумажные пакеты с дырками, так и образцы более сложной техники

Фото: Museumsstiftung Post und Telekommunikation

Видеокамеры и упрятанные в рюкзаки подслушивающие устройства, примитивные парогенераторы для вскрытия писем и пакеты с дырками — арсенал средств подглядывания и контроля велик и многообразен. На выставке во Франкфурте в нем безнадежно увяз специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.

Кажется, будто до появления Эдварда Сноудена никто в мире не задумывался о тотальном прослушивании и всеобщей слежке государства за своими и чужими гражданами. Но выставка "Вне контроля?" во франкфуртском Музее коммуникации лишает последних иллюзий. Свобода условна, и на всех этапах становления гражданского общества власти пытаются следить не только за публичной, но и за частной жизнью налогоплательщиков — разумеется, за их собственный счет. На берегах Майна не только показывают новейшие приборы слежения, видеокамеры и "жучки", но и напоминают о проверенных столетиями методах — например о перлюстрации писем, открывавшихся при помощи паровых машинок. Есть и более свежие примеры вроде видеомагнитофонов, при помощи которых в ГДР вели наблюдение за подозрительными лицами, или миниатюрных камер, которые сегодня встраивают в супермаркетах в глаза манекенов — исключительно ради маркетинга. Среди 200 экспонатов есть простые бумажные пакеты с дырками, через которые можно вести наблюдение (публика может примерить их на свою голову), и образцы более сложной техники, связанной с прослушиванием телефонных разговоров по мобильнику или слежением в интернете.

Последним занимаются, конечно, все спецслужбы мира, но об этой стороне своей деятельности правительства предпочитают молчать или говорить лишь четверть правды: дескать, все делается ради благородной цели — стремления поддержать порядок. О том, как по-разному может пониматься порядок и какие виды наказаний уготованы нарушителям, рассказывает первый из 13 разделов экспозиции. Большую его часть составляют таблички с многочисленными запретами, а также примеры публичного поношения. Здесь и железные маски с ослиными ушами, которые в старину надевали на провинившихся, и позорный столб, к которому в Америке приковывали вплоть до середины прошлого века, и многочисленные плакаты с самообвинениями, практикуемые не только в тоталитарных обществах. Есть и фотографии публичного сожжения книг — в той же ГДР им занимались и в 50-е годы.

Выставка задумывалась задолго до разоблачений Сноудена. Ее исходной точкой скорее можно считать дебаты вокруг проекта Google Street View, когда впервые сформулировалось современное понимание границ между общественным и частным. Нарушение этих границ неизбежно, поскольку мир меняется быстрее, чем создаются запретительные законы. Означает ли это, что люди должны бояться говорить что-либо существенное даже в личных мейлах и доверительных беседах? Маловероятно, что кто-либо из зрителей франкфуртской выставки согласится на подобное самоограничение, тем более что и контролируемый, и контролирующий тесно связаны друг с другом, особенно когда первый догадывается о существовании второго.

Благодаря дешевизне подслушивающих устройств сыщиком в быту сегодня может стать любой. Но если присмотреться к окружающим, то поймешь, что таких любознательных немного. Ведь куда интереснее приглядываться и прислушиваться к себе, чем к соседу. Как говорил Оскар Уайльд, полюбите себя — и у вас начнется роман, который продлится всю жизнь. К чему тут соседи?

Вся лента