Купюры

Frankfurter Allgemeine Zeitung, Франкфурт, Германия

Украина достигла точки, когда опасность гражданской войны очень высока. Виновником этого является режим президента Януковича, поскольку именно он саботировал возможность политического решения конфликта. Во вторник в парламенте даже не были готовы к дебатам по конституционным поправкам, востребованным оппозицией. Сигнал был предельно ясным: Янукович не будет сговорчив в вопросе деления власти. Таким образом, все предложения по выходу из кризиса, о которых сообщалось в последние недели, потеряли силу. Лидеры оппозиции, которые были готовы к переговорам с режимом, пошли на уступки и хотели снова сделать парламент местом политических дебатов, были обмануты Януковичем.

The Washington Post, Вашингтон, США

Смертельные стычки между протестующими и полицией, а также ночной штурм майдана Незалежности отрядами МВД могут стать резким и необратимым поворотом в многомесячном политическом кризисе в Украине. Развернувшись в сторону Москвы за столь необходимой финансовой помощью, Янукович, скорее всего, событиями 18 февраля окончательно сжег все мосты на Запад, рискуя остаться ослабленным и непопулярным просителем Москвы.

Neue Zuercher Zeitung, Цюрих, Швейцария

Такие действия (власти.— “Ъ”) показывают уродливое лицо режима, который борется против собственного народа тоталитарными методами. Радикализация военного крыла активистов с майдана Незалежности на этом фоне вполне понятна. Они знают, против какого противника выступают и что их ожидает, если они не выиграют свою борьбу. Им нечего терять.

«Известия», Москва, Россия

Часть парламента при поддержке радикально настроенных отморозков воюет с президентом за власть при ледяном равнодушии подавляющего большинства населения. Вот только реакция на происходящее со стороны интеллигенции и международных наблюдателей отчего-то совершенно иная. И пока лидеры Майдана и президент Янукович под красивые разряды новогодних фейерверков и веселую стрельбу по милиционерам призывают друг друга к компромиссу, нам важно понять одну вещь: мы чужие на этом празднике жизни. Судьба современной Украины будет решаться без нас, Путин так и не возьмет трубку, когда ему позвонит Янукович,— и правильно сделает.

The Guardian, Лондон, Великобритания

Трехмесячное противостояние достигло пика этой ночью — самой кровавой ночью за 20-летнюю историю независимости страны. Надежды на разрешение кризиса растаяли в дыму протестов, горящих зданий, бомбежки и резиновых пуль полицейских.

The New York Times, Нью-Йорк, США

В среду утром майдан Незалежности выглядел апокалиптически. Клубящийся черный дым от костров. Прилегающие улицы завалены мусором — последствиями разрушений. Только окруженный огнем островок сосредоточения протестующих остался нетронутым и вне досягаемости штурмовых отрядов. Бросая в полыхающий защитный костер одеяла, шины, дерево, пенопласт и все, что может гореть, демонстранты надеялись продлить как можно дольше бурный протест против президента Виктора Януковича — демократически избранного в 2010 году, но гневно осуждаемого из-за коррумпированности и авторитаризма.

«Московский комсомолец», Москва, РоссияЗа постсоветские годы украинцы как общество, лишенное имперской опеки, всерьез повзрослели. Они готовы отвечать за себя и вершить свою судьбу сами. Мы же остались амбициозными детьми. Которые знают только одно слово — «Дай!», обращенное к властителям, истории, географии и Господу Богу. Мысль, что надо самим что-то принести на этот алтарь, чтобы получить обратно, нам не приходит. А тут же выясняется, что Украина, которую мы по умолчанию считали младшей сестрой, переросла и стала старшей. Нет, сознание ребенка смириться с этим не может. Так что будем и дальше спасать жирафов, точно зная, что в нашей помощи даже жираф не нуждается. И еще — проклинать Украину, которая не понимает, что такое вечное счастливое детство.

Newsweek Polska, Варшава, Польша

Задаст ли Европа Виктору Януковичу наконец вопрос, почему он стреляет по собственным гражданам? Прозвучат ли совершенно справедливые в этой ситуации слова о втором последнем диктаторе Европы (после Александра Лукашенко, который все же никогда не стрелял в своих граждан)? Придет ли конец необоснованным предположениям, что Янукович ради интересов олигархов, спасения экономики и из опасения перед Россией решит спасти себя, вступив в диалог? Ответ на все эти три вопроса должен быть утвердительным. Потому что отрицательно следует ответить на другие вопросы. Например, сдвинется ли Янукович хоть на шаг в сторону компромисса. Нет, не сдвинется. С момента отказа от подписания соглашения об ассоциации с ЕС он доказывает это каждый день. А этих дней прошло уже почти 80. Янукович ежедневно демонстрирует, что его примеры для подражания — это даже не Лукашенко или Владимир Путин, а бирманская хунта или южноамериканские диктаторы, которые готовы любой ценой удерживать власть при помощи небольших, но агрессивных и готовых на все полицейских объединений. Сегодня Янукович показал даже не то, что он движется в эту сторону, а то, что он уже там. Он не сможет выкрутиться, рассказывая, будто он не знал, что милиция стреляла боевыми патронами.

Вся лента