Facebook покупает WhatsApp за $19 млрд. Справедливо?

Крупнейшая соцсеть мира покупает самое популярное приложение для мобильных чатов по заоблачной цене. Оправдается ли инвестиция, и чего ждать пользователям?

Этой ночью стало известно о покупке популярного мобильного мессенджера WhatsApp социальной сетью Марка Цукерберга. Facebook заплатит за минималистичное мобильное приложение $4 млрд деньгами, $12 млрд акциями, и еще $3 млрд ограниченными в обращении акциями для всех 55 сотрудников WhatsApp. С учетом того, что на сегодня у мобильного мессенджера примерно 450 млн активных пользователей, за каждого из них заплачено более 42 долларов.

Основополагающие правила работы WhatsApp, записанные его создателями

Такая стоимость привлечения абонента велика даже для сотового оператора, получающего с этого абонента минимум 5 долларов в месяц. WhatsApp же, как хорошо известно пользователям, не показывает рекламы и берет с абонента номинальный 1 доллар в год, причем первый год бесплатен. Это неизбежно ставит вопрос о том, как Марк Цукерберг и Ко планируют окупать эту крупнейшую в истории интернет-компаний покупку. Для сравнения – крупнейшей покупкой Google было приобретение Motorola Mobility за $12 млрд, Microsoft заплатила рекордную для себя сумму $8,5 млрд за Skype, а прямой конкурент WhatsApp, приложение Viber с 300 млн пользователей, буквально на днях было продано всего за $900 млн, то есть по 3 доллара за абонента.

Напрашиваются версии о том, что гигант соцсетей начнет показывать в WhatsApp рекламу или, скажем, продвигать среди абонентов мобильные игры. Проблема в том, что основатели WhatsApp ненавидят подобные модели монетизации и им было обещано, что ничего подобного не произойдет. Иллюстрация к этому материалу – это фото исторической записки Яна Коума, основателя компании. Выглядит невзрачно, но это фундаментальный документ, принципиальный для разработки WhatsApp. Так оно и останется, поскольку компания и команда останутся достаточно независимыми. Более того, WhatsApp будет существовать параллельно с Facebook Messenger, аналогичным по смыслу приложением от самой соцсети.

Какой же смысл тогда в покупке для Facebook? Наиболее вероятный ответ – речь о покупке потенциала роста. Невзирая на хорошее проникновение на мобильных платформах, Facebook имеет несколько слабых мест, которые, видимо, не может компенсировать внутренними ресурсами. Во-первых, это поколение «отрицателей». Среди американских подростков, например, пользование Facebook становится моветоном, у соцсети есть имидж «тусовки для пенсионеров», где приходится общаться и быть на виду у родственников, начальства, и так далее. Они уходят общаться в альтернативные каналы, в частности Snapchat и WhatsApp. Во-вторых, это страны Европы и Латинской Америки. WhatsApp, парадоксальным образом популярен в этих регионах куда больше, чем на родине, и пользуются им существенно чаще, чем мобильными приложениями Facebook. В целом, в базе WhatsApp более 70% пользователей применяют сервис ежедневно – фантастически высокий показатель, недостижимый ни для кого другого на рынке. Прирост активной абонбазы вышел на уровень миллион пользователей в день, поэтому WhatsApp является неплохой ставкой Facebook в привлечении второго миллиарда пользователей. Конечно, чтобы заработать на этом миллиарде, команде Цукерберга придется решить головоломку: как перенаправить пользователей WhatsApp из лаконичного окна мессенджера на платформу FB с ее рекламой, приложениями и другими способами монетизации.

Сергей Маленкович

Вся лента