«Проблема Шуховской башни в том, что на ней нельзя заработать»

Старший юрист практики по недвижимости Goltsblat BLP Дмитрий Мальцев

— Сейчас активно обсуждается вопрос о демонтаже башни и переносе ее на другое место. Все говорят о том, насколько это технически осуществимо. А насколько это законно?

— Возможный перенос Шуховской башни является крайним шагом. С 1991 года Россия является участницей международной Конвенции об охране архитектурного наследия Европы 1985 года, которая прямо запрещает перенос памятников, за исключением случаев, когда это является единственным способом их сохранения. Действующий закон «Об объектах культурного наследия» гласит, что одной из задач по охране объектов культурного наследия является защита от их перемещения. Следует отметить, что законом не предусмотрен четкий перечень оснований, по которым может быть принято решение о перемещении объекта культурного наследия, и порядок принятия такого решения. На практике решения о перемещении отдельных объектов культурного наследия принимает уполномоченный федеральный орган — Минкультуры.

— Кто отвечает за состояние Шуховской башни, учитывая, что по назначению она уже давно не используется?

— РТРС является ФГУПом, и имущество, стоящее на его балансе, в том числе и Шуховская башня, является федеральной собственностью, переданной ему на праве хозяйственного ведения. РТРС относится к ведению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), которое, в свою очередь, находится в ведении Минкомсвязи. Таким образом, полномочия собственника в отношении Шуховской башни от имени Российской Федерации осуществляет Роспечать. РТРС обязана содержать и своевременно ремонтировать любое имущество, переданное ей на праве хозяйственного ведения. В том числе это относится и к Шуховской башне, независимо от того, используется она для целей радиовещания или нет. В случае нарушения обязанности по содержанию имущества Роспечать имеет право изъять у РТРС это имущество. Также Мосгорнаследие имеет возможность обратиться в суд за изъятием башни у ее собственника в связи с нарушением обязательств по ее сохранению. Более того, за преднамеренное уничтожение или повреждение объектов культурного наследия предусмотрена даже уголовная ответственность (статья 243 Уголовного кодекса РФ).

— Почему бы в таком случае городу просто не изъять памятник у РТРС, которая в нем не нуждается и не справляется с его обслуживанием?

— Такое изъятие невыгодно Мосгорнаследию, так как при изъятии оно должно будет возместить собственнику стоимость изымаемого объекта, а затем еще и заниматься его восстановлением. Впрочем, законом также предусмотрена возможность взыскать с такого собственника стоимость восстановительных работ.

— Получается, что она просто никому не нужна?

— Проблема Шуховской башни, как это ни печально, заключается в том, что это уникальный архитектурный объект, не имеющий прикладного значения. Иными словами, на ней нельзя заработать. Содержание и ремонт башни как для РТРС, так и для Мосгорнаследия (если башня будет изъята у РТРС) — это большие расходы. Изъятие объектов культурного наследия у нерадивых собственников является распространенной практикой. Но в большинстве случаев это относится к особнякам и иным зданиям, собственник которых может получить прямой доход от их эксплуатации.

— А разве она не могла бы приносить доход как туристический объект, например?

— На профессиональных форумах уже давно обсуждается необходимость организации туристической доступности к Шуховской башне, что могло бы принести определенный доход и позволило бы пустить на ее содержание хотя бы эти средства, но дальше проектов дело пока не пошло. Кстати, законом об объектах культурного наследия также предусмотрена обязанность собственника по обеспечению доступа к таким объектам.

Татьяна Мишанина

Вся лента